Кина не будет, кинщик заболел

О том, что будет с кинотеатрами после эпохи ковида

Depositphotos

Кинотеатры стали негигиеничны. Хотя посещать их теперь сочли безопасным – при соблюдении всех мер предосторожности – но желающих пока немного. В 2020 ковидном году убыток кинотеатров России, по грубым подсчетам, составил 50 млрд рублей. Многие закрылись и не собираются открываться, другие в задумчивости.

Правительство РФ «в целях предотвращения сокращения доли отечественного кино в российском кинотеатральном прокате» оказало 500 предприятиям этой сферы финансовую помощь – выделило субсидию в размере 2,1 млрд рублей. Распределяют ее хитро: по количеству залов и по объему заработанного в прошлом, в среднем же за один зал кинотеатры могут получить около 800 тысяч рублей. Однако нужно, чтобы у предприятия не было никаких долгов, никаких задержек с налогами, никаких увольнений. Индивидуальных предпринимателей, которых в отрасли много, в принципе не рассматривали. Отрасль и тому рада, но вряд ли такая поддержка сможет переломить тенденцию, которая наметилась, как утверждают специалисты, еще до пандемии. Возможно, что ковид станет тем триггером, который ускорит новый тренд.

Что будет, если эпидемия кончится, а зритель не вернется в кинотеатры?

За время карантина зрители оценили удобство «диванного смотрения»: онлайн-сервисы предлагают огромный выбор фильмов, качественное изображение и возможность формировать афишу по собственному вкусу. К тому же это гораздо дешевле, чем семейный поход в кинотеатр.

Опасения, что кинотеатры доживают последние дни, по крайней мере, в том виде, к которому мы привыкли, не беспочвенны. Надо сказать, что за время своего существования кинозалы несколько раз меняли формат. На заре киноискусства это были наспех оборудованные помещения, где стоял киноаппарат, зрители сидели в пальто и шапках, а городовой следил, чтобы народ шапки снимал, когда на экране показывают царскую семью. Поняв, что фильмы становятся более искушенными, предприниматели начали строить специальные здания электротеатров: с гардеробом, буфетом, удобными креслами, с музыкантами и даже оркестрами, куда можно было ходить приличной публике и дамам. В США, начиная с 20-х годов, кинотеатры становились все более роскошными, нарядными, там могло собраться несколько тысяч зрителей, купивших себе недорогой билет в царство грез. Такие дворцы кино строили по образцу оперных залов – с богатым декором, ложами, ярусами, сценой, с занавесом, который открывался перед сеансом. Концепции дешевого рая положила конец Великая депрессия, после которой кинодворцы строить перестали. Теперь все эти великолепные памятники эпохи великого немого закрыты, перестроены или разрушены.

Золотое время снова наступило для кинотеатров после Второй мировой войны. Кино, обретя звук и цвет, было популярно, модно, доступно, получило статус национального достояния. В мире, украшенном большими кинофестивалями, процветали все жанры – от легких французских комедий до шведских интеллектуальных драм. Но распространение телевидения нанесло кинопрокату сильный удар. Тогда на помощь кинотеатрам пришел новый тип фильмов – то, что мы сегодня называем киноаттракционом или, в обиходе, блокбастером: яркое, цветное, динамичное, с огромным количеством спецэффектов зрелище, которое многое теряет от просмотра на небольшом домашнем экране. Чтобы окупить огромные бюджеты, требовались столь же огромные массы зрителей, и кино вывалилось на мировую арену. Сценаристам пришлось адаптировать свои замыслы для международной многомиллиардной аудитории. Сюжеты стали проще, герои доходчивей, а звезды – богаче.

Надо сказать, что кинематограф всегда связывал свое развитие с надеждой на передовые технологии: еще в тридцатые годы, сразу после появления звука и цвета, профессионалы начали работать над объемом, но ни стереокино, ни новые форматы 3D, IMAX, 4DX не смогли принципиально изменить традиции смотрения.

Интерактивность в кино пока тоже не работает, хотя начиная с конца 60-х годов то в одном, то в другом месте предпринимаются новые попытки, большие компании вкладываются в исследования. Актуальные, на первый взгляд, технические идеи очень быстро устаревают, так и не созрев для глобальных перемен киноязыка.

Какие прогнозы делают сегодня о будущем кинотеатров? Закроются ли они, как зарылись мамонты индустрии – роскошные однозальники тридцатых или конструктивистские широкоэкранные кинотеатры шестидесятых?

Все чаще звучит мысль о том, что время блокбастеров ушло. Локдаун отменил премьеры новых голливудских хитов, и многие студии пошли на беспрецедентный шаг – продали новые фильмы стриминговым платформам. Другие сопротивляются, например, Кристофер Нолан, чей новый фильм «Довод» (организация включена Минюстом в список иноагентов) с бюджетом в $205 млн первым вышел на экраны после отмены полного карантина, объявил, что готов к провалу, но разрешил выход картины ради поддержания отрасли. «Довод» не провалился, но заработал немногим больше $360 млн, что, в сущности, даже не окупает всех расходов (при вычете доли кинотеатров и прокатчиков).

Очень может быть, что несущие убытки студии в дальнейшем на некоторое время откажутся от гонки в создании фильмов стоимостью, сравнимой с бюджетом небольшой страны, и займутся, например, сериалами, которые пока продолжают пользоваться большой популярностью. Но кинотеатры последние десятилетия жили ожиданием больших хитов с их серьезными рекламными бюджетами. Именно десяток таких гигантов делали кассу года, в расчете на них создана вся структура многозальных кинотеатров в ТРЦ, с их стереозвуком, большими мягкими креслами, попкорном.

Событие предлагалось зрителю повсеместно, к мировой киноповестке можно было приобщиться рядом с домом, всей семьей посетив кинотеатр, а заодно по дороге закупив полную тележку снеди на предстоящую неделю. Если количество хитов и рекламы уменьшится, на что заманивать зрителя? Чем привлекать?

Возможно, считают специалисты, выживут те кинотеатры, которые будут показывать нечто эксклюзивное, особенное, сумеют сами создать событие. Это может быть премьера отечественного фильма в присутствии его создателей или небольшой фестиваль, обсуждения и дискуссии, то есть клубный формат. Больших денег на этом не заработать, да и возни в разы больше – нужно самим заботиться о рекламе, но это возможный путь. Вероятно и использование кинотеатров как театральных залов, для проката различных спектаклей, которые сегодня часто используют специальное кинооборудование. В общем, нужна организация локальных событий, ради которых зрители решатся выйти из дома и погрузиться в дефицитное живое общение.

Можно, конечно, предположить, что вакцины сделают свое дело, эпидемия пойдет на спад, а российские студии, поддержанные государством (свою часть субсидии в 2,1 млрд рублей 30 кинокомпаний, производящих фильмы для проката, получат весной, когда их отложенные премьеры выйдут на экраны выживших кинотеатров), все же продолжат создание национальных блокбастеров. И тогда все вернется. Но в это верится с трудом – начав новое большое изменение, киноиндустрия редко возвращается назад.