Страна, которую мы не знаем

David Gray/Reuters

На днях стал свидетелем показательного диалога. Спорили о зарплатах учителей. Один участник утверждал, что зарплаты учителей в Москве действительно существенно выросли за последнее время, второй — что это иллюзия, а цифры, фигурирующие в официальных отчетах, — фикция. Сам по себе вопрос уровня достатка тех, кто призван готовить страну к технологическому рывку, крайне важен. Но сейчас не об этом. Мы не представляем себе страну, если оперировать официальными данными, и это имеет опасные следствия.

Ежедневно по телевидению, в печатных и других электронных СМИ мы видим данные, характеризующие изменение уровня жизни — средние зарплаты в среднем по стране и по отраслям, уровень доходов граждан, рост экономики и промышленного производства, инфляции, объем средств, направляемых на финансирование приоритетов и неприоритетов, налоговые и неналоговые доходы, бюджеты федеральный и региональные, государственный долг и долги домохозяйств и многие другие показатели. Россия в цифрах должна помогать определить текущее состояние дел, выявить узкие места, оценить эффективность принятых и реализуемых мер социально-экономической политики и обеспечить качество новых решений. Должна. Но помогает ли? Нет.

Я уже писал про произошедшую подмену эффектов от цифровизации, когда вместо использования объективности информации, выраженной в цифрах, ее используют волюнтаристски.

Тем самым создается параллельная реальность — приукрашенная, отвечающая главной задаче отчитаться достигнутыми результатами. У этого не единственного феномена российской бюрократии есть несколько опасных следствий.

Первое. Граждане перестают верить официальным данным. Никто, и это можно утверждать, не верит в официальные цифры, если они демонстрируют положительные эффекты. Даже если они есть. Несколько дней назад Росстат отчитался о рекордном росте среднего уровня заработных плат. Так, средняя номинальная заработная плата за первые шесть месяцев 2018 года выросла на 11,2% и составила в июне 45,8 тыс. рублей. Но никто не разъяснил, как этот рост состоялся? Какие отрасли обеспечили рост? Зарплаты каких категорий работников — высокооплачиваемых или низкооплачиваемых — обеспечили рост средней величины? Во всех регионах наблюдался рост или только в нескольких? Если ответы на эти и другие уточняющие вопросы умалчиваются, чтобы не смазать общее впечатление от цифры роста на рекордные 11,2%, то это весьма опрометчиво.

Люди сравнивают эти сводки с полей и свои зарплатные ведомости и, если видят несоответствия, то перестают верить и другим цифрам.

А еще они сравнивают данные о рекордном росте зарплат с официальной информацией о, например, крайне низкой производительности труда, которую нам нужно преодолеть, с решением о повышении НДС и пенсионного возраста и так далее. И получается, что вместо того, чтобы информировать общество и объяснять правильность или необходимость реализуемых мер, государство формирует недоверие. И к информации, и к проводимой политике.

Второе. Государство само себя обманывает. Крайне соблазнительно приукрасить результаты своей работы, «правильно» использовав одни показатели, умолчав о других и интерпретировав третьи. Это как в известном анекдоте про результаты забега генсека ЦК КПСС и президента США. Ищем не причины, требующие порой серьезных решений, в том числе и кадровых, а то, как отчитаться о росте наиболее значимых показателей. Всем свои KPI (куда же без них) и отчетность по ним. Вот и подтасовываем. Причем все. В результате растут: средняя успеваемость в классе/школе, количество медалистов, результаты ЕГЭ (особенно в отдельных южных регионах), показатели поликлиник, больниц и врачей, доступность и качество медицинских услуг в целом, транспортная доступность, услуги ЖКХ, мобильный интернет и электронный сервис госуслуг, меры поддержки бизнесу…. В общем, жить становится лучше, жить становится веселее. А люди получают образование, после которого их надо переучивать или учить заново, умирают от не доехавших из-за оптимизации лечебных учреждений врачей или неправильно поставленных диагнозов, переплачивают за неполученные услуги ЖКХ.

Вместо того, чтобы разрабатывать меры социально-экономической политики, исходя из объективной картины, мы предлагаем меры по улучшению и углублению, совершенствованию того, что и так находится в якобы неплохом состоянии. Такая политика имеет своей единственной целью не исправление недостатков и устранение их причин, а формирование иллюзии, что все более или менее неплохо.

Одна проблема — выключив телевизор, закрыв газету и отключив радио, человек начнет думать, что и на что он сможет купить завтра, как ему распорядиться рекордной зарплатой, чтобы ему, а не топ-менеджеру, дожить до следующей, как ребенку получить в наших школах и университетах образование, которое позволит не липовый красный диплом получить, а быть конкурентным на международных рынках труда. И, конечно, как не заболеть, потому что это лучший способ поверить в эффективность нашего здравоохранения.

Способ есть. Перестать врать, умалчивать и приукрашивать. Сможем?

Автор — президент АНПФ.