Миллиарды недоверия

Wikimedia Commons

Количество рабочих мест на малых и средних предприятиях с 2010 года сократилось на 3,2 млн, или на 16,9%, при этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости. Такие данные недавно представила Счетная палата.

Впрочем, рост неформальной занятости отмечается не только там. По данным Росстата, в 2017-м теневой сектор экономики в России побил все рекорды за последние 11 лет, превысив отметку в 15 млн человек. Однако официальные статистики весьма, если так можно выразиться, сдержанны в оценках.

Есть расчеты, показывающие, что в неформальном секторе могут быть заняты и 20, и даже 25 млн человек, то есть более четверти от всех работающих граждан.

Проблема эта давняя, периодически обостряющаяся и вовсе не такая однозначная, какой кажется на первый взгляд. С одной стороны, по-человечески понять, особенно малых и средних предпринимателей, можно. В моменты, когда экономика не растет и нет потенциала для развития, бизнесмены пытаются найти способы оптимизации расходов для спасения своего дела и рабочих мест. Зачастую это происходит именно за счет налоговой оптимизации и экономии на страховых платежах.

По-человечески можно понять и людей, которые соглашаются получать зарплату в «конверте».

Для них актуальней удовлетворение текущих потребностей и сохранение своего рабочего места, чем туманные, учитывая постоянные перемены правил игры, перспективы получения страховой пенсии в будущем.

Впрочем, не исключаю, что многие просто не знают об отсутствии поступлений на их персональные счета. И, боюсь, узнают лишь только при назначении им пенсии, когда ничего уже изменить будет нельзя.

С другой стороны, пенсионное обеспечение, несмотря на попытки перевести его на страховые принципы, по-прежнему основано на принципе солидарном. Он предполагает, что взносы, которые работодатель выплачивает за своих работников, идут на выплаты текущим пенсионерам. И если ПФР собирает недостаточно денег, то дыры приходится затыкать за счет других источников. Проще говоря, за счет налогов, которые собираются с белого сектора, нагрузка на который в нынешних условиях возрастает.

Приведу несколько расчетов, которые сделал аналитический центр АНПФ. Они очень хорошо демонстрируют, как теневой сектор влияет на сбалансированность пенсионной системы.

Если хотя бы половина теневого сектора обелится (при условии, что зарплаты в теневом секторе составляют 55% от зарплат в секторе официальном), то поступления в Пенсионный фонд могут увеличиться на 421 млрд рублей. И это расчеты на основе оценки Росстата, что в неформальном секторе занято 15 млн человек. Если же брать за основу показатель в 20 млн, то можно рассчитывать на 523 млрд рублей дополнительных поступлений.

Меняем исходные данные теневых зарплат с 55 на 75%. Цифра дополнительных доходов увеличивается до 800 млрд рублей. Напомню, что в этом году из федерального бюджета в ПФР должен поступить трансферт в 2,2 трлн рублей. То есть при выводе из тени половины занятых можно снизить этот трансферт на четверть. Или при сохранении поступлений из бюджета увеличить выплаты пенсионерам на 10%.

Сейчас правительство с привлечением экспертного сообщества работает над программой, которая позволила бы людям в старшем возрасте жить, максимально сохраняя уровень благосостояния, который был у них в период трудовой деятельности. И к вопросу нужно подходить комплексно.

Как я уже отметил, неуплата страховых взносов влияет на выплаты текущим пенсионерам и ставит под сомнение благополучие тех, за кого взносы не осуществляются. На наш взгляд, проблему эту можно и нужно решать.

Совершенно реалистично довести к 2025 году численность людей, за которых не платят взносы, с текущих 20 млн до 5 млн, если предпринять ряд мер.

Конечно, эти меры панацеей не являются. Повторюсь, что нужен комплексный подход, который бы выражался в государственной политике по снижению давления на бизнес, в том числе за счет налоговой и фискальной нагрузки. Но важны и детали, которые способны привести процесс выхода рынка труда из тени в движение.

Во-первых, важно и нужно не только повысить минимальный размер оплаты труда, чем правительство сейчас занимается, но и ввести комбинированные ставки страховых взносов по формуле «22%, но не менее 8 тыс. рублей за работника, занятого по основному месту работы». Это важная мера, поскольку есть немало людей, с зарплат которых и уплачиваются взносы в размере 22%, но их явно недостаточно для обеспечения полноценных выплат на заслуженном отдыхе. Кроме того,

если установить минимальный порог в денежном выражении, это сделает бессмысленным увод доходов в тень.

Также необходимо законодательно установить обязательность исполнения трехсторонних соглашений и тарифных соглашений по заработной плате, заключенных на федеральном уровне, для всех работодателей, вне зависимости от их членства в подписавших соглашение объединениях.

Во-вторых, необходимо разрешить самозанятым гражданам, неработающим женщинам, учащимся вузов уплачивать страховые взносы за себя самостоятельно. При этом важно установить актуарно обоснованный размер взносов для самозанятого населения. Достаточно сказать, что самозанятыми у нас являются, например, нотариусы и адвокаты, поэтому очевидно, что их взносы должны быть иными, чем, например, у учащихся.

В-третьих, очень важно наконец навести порядок с учетом пенсионных прав населения. Нужно не только ввести электронные трудовые книжки, но и сформировать центральный депозитарий трудовых договоров, где сохранялась бы вся информация о трудовой деятельности.

Конечно, есть еще и вопрос ответственности работодателя за уплату страховых взносов. Он лежит на поверхности, но в то же время это очень тонкий момент. Да, нужно повышать ответственность, в том числе за счет введения норм в административное законодательство. Но палочный метод, как мне кажется, в таких вопросах далеко не всегда является эффективным. Напротив — как правило, он приводит к обратному результату.

Чрезмерное давление через обязательные платежи — налоги ли это или взносы — лишь больше загоняет бизнес в тень. Уместнее проявлять гибкость, отдавая предпочтение методам постепенного вывода рынка труда из серой зоны за счет другой мотивации. В частности, некоторым категориям самозанятых (няням, сиделкам, репетиторам) правительство разрешило не уплачивать налоги и страховые взносы в течение двух лет при условии официальной регистрации.

Правда, пока успехи невелики — лишь несколько десятков граждан подали заявки на получение такого статуса. Но любой процесс начинается с малого. Такая мотивация особенно важна именно для чувствительных категорий мелких предпринимателей и самозанятых граждан, поскольку, как уже упоминалось выше, для многих из них сейчас остро стоит вопрос выживаемости в бизнесе.

Спешка в этом вопросе категорически неприемлема. Людей надо постепенно приучать к тому, что оплата страховых взносов необходима и для их благополучия. Пусть на первом этапе хотя бы приостановится рост неформального сектора, потом пойдет спад — на 1–2%. И это будет уже достижением, поскольку давление окажет лишь противоположный эффект, который мы и наблюдаем сейчас.