Проблема государственного долга Соединенных Штатов и нежелание республиканцев повышать потолок заимствований с нынешнего уже и так астрономического уровня в 31,4 трлн долларов по мере приближения к дате 1 июня сего года все больше и больше будоражит умы инвесторов не только этой страны, но и всего мира. Масла в огонь подливает и министр финансов США Джанет Йеллен, заявляя, что к 1 июня в казначействе страны закончатся наличные деньги (именно деньги, наличные и безналичные, а не облигации, также учитываемые в монетарной статистике).
Платить по выпущенным ранее казначейским обязательствам правительства США будет нечем, а это означает дефолт. А он, утверждает Йеллен, приведет к экономической и финансовой катастрофе.
Проблема того, что одна конкретная страна уже в который раз свои внутренние финансовые проблемы превращает в глобальные, вытекает из того, что США, не получив таких масштабных разрушений в ходе Второй мировой войны, как страны Европы, смогли убедить весь мир в том, что ее национальная валюта – самая стабильная в мире. И поэтому всем остальным странам надо отказаться от золотого стандарта, перейдя к золотодевизному стандарту – обмену европейских валют на доллар США, который они обещали обменивать за золото. Это случилось в 1944 году в штате Нью-Гемпшир, после подписания Бреттон-Вудского соглашения.
Известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс, один из архитекторов этой валютной системы, метко подметил, что теперь мир впал в зависимость от печатного станка Федеральной резервной системы. Как в воду смотрел – в 1971 году президент Никсон объявил о невозможности федерального правительства обменять предъявленные генералом Де Голлем «евродоллары» в количестве 20 млрд на золото – так как его просто не хватило. Итогом стала резкая девальвация американской валюты и взлет мировых цен на золото – с 35 долларов за тр. унцию до более 2000 долларов в сопоставимых ценах. Это был первый дефолт США.
Второй может состояться в ближайшее время, так как США смогли убедить весь мир, что их государственные облигации – это бумажный аналог золота, или «безрисковый актив», который Штаты погашали даже в период Великой депрессии. Да вот только мы с вами убедились год назад, что этот «безрисковый актив» можно не только не погашать, а просто арестовать, вместе с гособлигациями стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом. Хотя сейчас санкционеры ломают голову, как же арестовать российские активы, если законодательства такого нет. Первой об этом заявила Япония.
Пораскинув мозгами, санкционеры все же нашли выход – сами активы заморожены, но пока не конфискованы, а вот проценты по ним (купонный доход по облигациям, доход по банковским депозитным счетам) забрать вроде как можно. Ну что ж, за год с 300 млрд долларов российских резервов набежали приличные суммы, исчисляемые миллиардами.
Сегодня разыгрывается очередной акт драмы о госдолге США. Палата представителей, контролируемая республиканской партией во главе с Дональдом Трампом, требует от администрации научиться жить по средствам и согласна повысить потолок госдолга только в обмен на сокращение расходов государственного бюджета на 8%. Демократы же во главе с Джо Байденом настаивают на повышении потолка без каких-либо условий и даже вообще на отмене самого понятия потолка.
Проблема в том, что США сводят федеральный бюджет с дефицитом уже много лет – растут расходы на оборону, социальные цели, программы здравоохранения, выплаты государственным служащим. Одной из традиционных статей расходов бюджета стала помощь союзникам еще со времен «дипломатии канонерок» президента Монро. В 1917 году США потребовалось законодательно ввести понятие «потолка долга», когда выделялись огромные ассигнования для союзников. Однако воспользоваться этим пределом им пришлось в 1939 году, во времена Великой депрессии.
С тех пор потолок госдолга увеличивали еще более 100 раз, покрывая дефицит казначейскими облигациями, которые и свои, и международные инвесторы охотно приобретали, считая их безрисковым активом.
Но вот с 2008 года, после кризиса на рынке ипотечного кредитования США, когда с помощью изобретенных инвестбанкирами с Уолл-стрит кредитных деривативов сомнительные займы были переупакованы в опять же «безрисковые» облигации, якобы обеспеченные недвижимостью и быстро раскупленные европейскими и японскими пенсионными фондами и страховыми компаниями, картина на рынке американского долга кардинально изменилась.
Во-первых, кризис ударил по всему миру, причем больнее, чем по самим США. Во-вторых, крупнейшие инвесторы в трежерис стали потихоньку выходить из них. Китай, державший ранее более 1,3 трлн долларов в казначейских облигациях США, решил оставить лишь 859 млрд в январе 2023 года. Пекин вывел бы все свои резервы из американских бумаг, но решил оставить толику в качестве инструмента давления в случае обострения отношений с США по поводу Тайваня. Япония, к 2008 году разместившая в трежерис почти 2 трлн долларов, сократила свою долю до 1,104 трлн на начало 2023 года. За ними далее следуют Великобритания, Бельгия и Люксембург. А вот нефтяные монархии Персидского залива сократили инвестиции в облигации США до незначительных значений, уступив место Европе.
Свою роль в этом процессе сыграла и начавшаяся в 2022 году дедолларизация мировых резервов и расчетов, вызванная решением России продавать газ за рубли и позицией Китая и Индии торговать за национальные валюты. При этом центральные банки по всему миру использовали рекордное количество юаней в своп-линиях с Народным банком Китая на конец марта – 109 млрд юаней (или 15,6 млрд долларов), что превышает аналогичный объем свопов за весь 2022 год на 20 млрд юаней.
Надо сказать, что США уже напугали весь мир подобной ситуацией в августе 2011 года, когда также возникли разногласия по поводу повышения потолка госдолга. Дело даже дошло до «шатдауна» – прекращения выплат зарплат госслужащим и отправки их в принудительный отпуск. В итоге самое влиятельное рейтинговое агентство США Standard&Poors снизило кредитный рейтинг по казначейским обязательствам на одну ступень c ААА до ААА- – и блеск «бумажного золота» как-то сразу потускнел. А вот физический металл взлетел в цене с 1300 долларов до 1940 долларов за тр. унцию, при этом курс доллара США к другим валютам резко упал. Тогда дефолт удалось предотвратить – Барак Обама, лоббировавший закон о бесплатном медицинском обслуживании, согласился снизить госрасходы более чем на 2 трлн долларов в течение десяти лет.
И вот наступает третий акт «марлезонского балета» – возможный технический дефолт по государственным облигациям США, так как платить по ним Минфину нечем, как призналась Йеллен. Байден заявил, что переговоры в Конгрессе продолжатся – это после того, как до этого они были сорваны. Американский лидер даже не стал отменять свой визит в Японию на саммит G7, демонстрируя тем самым уверенность в заключении сделки. А вот Сенат может стать препятствием для этого – демократам во главе с Байденом нужен законопроект, позволяющий поднимать потолок заимствований без каких-либо условий.
Но финансовые рынки пока не слишком доверяют политикам: стоимость страховок от дефолта по казначейским обязательствам США взлетела до нового максимума на фоне распрей политиканов и угроз Йеллен закрыть кассу для госслужащих. Стоимость кредитных дефолтных свопов (CDS) подскочила до 152 базисных пунктов, превысив апрельский максимум в 134 пункта – самый высокий уровень со времен глобального финансового кризиса 2008 года и аналогичной ситуации 2011-го, когда цены на CDS не превышали 100 базисных пунктов. В целом стоимость страховки от дефолта по госдолгу США сейчас выше, чем CDS по облигациям Греции, Мексики и Бразилии, которые допускали дефолты и чей кредитный рейтинг на несколько порядков ниже, чем у США! Это отражает крайнюю степень озабоченности инвесторов в отношении стабильности рынков.
Фондовые рынки пострадают в любом случае: если вопрос с потолком госдолга не будет решен до 1 июня – начнется турбулентность на рынке, инвесторы будут сбрасывать акции перед угрозой нового финансового кризиса.
Если же компромисс будет найден, инвесторы все равно пострадают в долгосрочном плане: сокращение государственных расходов вызовет рецессию, о которой так много говорят вследствие ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы. Да и в любом случае, подняв учетную ставку, ФРС сделала обслуживание долга казначейства более дорогим, что также открывает путь к рецессии, причем, не только в США, но в других странах, имевших неосторожность набрать долги в долларах.
Если же политики не придут к соглашению в день Х, Минфин США будет обязан объявить технический дефолт – невозможность погасить свои долги в положенное время. Это, скорее всего, приведет к снижению кредитного рейтинга США как заемщика и повышению стоимости дальнейших заимствований, росту цен на золото. ФРС будет вынуждена снова поднять ставки, сделав кредиты более дорогими, открывая дорогу рецессии в экономике, падению не только производства, но и спросу на сырьевые товары – нефть, газ, металлы.
Мы пока не говорим о фактическом дефолте США. Но задержка в принятии законопроекта о повышении госдолга заставит Минфин сократить ряд важных денежных выплат – на оборону, на социальные цели. Пострадают 52 млн американских пенсионеров и миллионы безработных и многодетных граждан.
Тем временем обсуждаются и способы обойти Конгресс. Самой экзотической мерой кажется выпуск платиновой монеты номиналом «на усмотрение министра финансов» или «1 трлн долларов» для того, чтобы заложить ее в ФРС и получить от Центробанка США наличные деньги. Хотя сама Йеллен назвала эту идею уловкой, заявив, что ФРС, скорее всего, не примет ее в качестве обеспечения, тем более, что сейчас платина стоит в два раза дешевле золота. Однако закон 1990-х годов предусматривает возможность эмиссии таких коллекционных монет. Подобный прецедент уже был. В 1953 году были выпущены «золотые сертификаты» для депонирования в ФРС с целью получения свободных денег, пока шли политические игры в Конгрессе. Также обсуждаются попытки выпуска новых «премиальных» облигаций с более высокими процентными ставками. Тем не менее, выпуск новых платежных средств увеличивает денежную массу и существенно затрудняет борьбу ФРС с инфляцией.
Проблема имеет явно политический, а не экономический характер. Пока еще доверие к обязательствам США в мире не подорвано окончательно, они смогут выпустить новые долги, чтобы покрыть ими старые. Но эта политика уже напоминает типичную финансовую пирамиду. Вам так не кажется?
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.