Недавно наблюдала изумительную по красоте своей сцену. Женщина, похожая на школьного завуча, на ровном месте принялась делать попутчику выговор за матерное слово. Слово, меж тем, было употреблено, на мой взгляд, более чем уместно и придавало рассказанной истории экспрессии.
На моих глазах подтверждалась старая моя теория: ханжи не чувствуют языка, не в состоянии осмыслить его выразительных и изобразительных средств. Они круглосуточно заняты тем, что стоят на страже нормы. «Ругаться нельзя!» – им так в детском саду объяснили.
Меж тем, любой филолог, окончивший хотя бы первый курс, скажет: у языка огромное количество функций. И кроме элементарной коммуникативной (мы ищем общие точки соприкосновения в том числе и в словах, в лексических маркерах), есть, например, инвективная. Нам нужно выпускать пар, обозначать низкое, искать разрядку. И вычеркнуть из языка эту функцию просто невозможно. Как в известном анекдоте: «Ну надо же! Ж***а есть, а слова нет».
Но даже это еще не все. В народном, хтоническом сознании как-то прочно увязалось: интеллигентный матом не ругается. Но ведь ровно наоборот! Я знакома с людьми, стоявшими у истоков целых литературных жанров. С кинокритиками, писателями, художниками. Все они – признанные и состоявшиеся специалисты. И все они, до единого, не чураются крепкого словца.
А избегает мата, напротив, – провинциальное мещанство. Те самые люди, которые от понятия «интеллигенция» находятся дальше, чем слесарь-сантехник или монтировщик третьего разряда.
Роднит их многое. Во-первых, системная безграмотность. Потому что человеку грамотному вряд ли придет в голову отрицать целый языковой пласт. Это как если бы начинающий художник заявил: «Черный – очень мрачный и некрасивый цвет, я не рекомендую использовать его в картинах». То есть, в первую очередь ханжи своими выпадами выдают себя с головой: они не осознают языковых процессов, не знают языковой структуры, не чувствуют речи.
Второе – страх табуированной лексики, как правило, связан с показушной благостью. Вот сидит дама в «Одноклассниках». На аватаре у нее розы в блестках, в заметках – Эдуард Асадов, на голове – букли. В комментариях: «Как вы можете матами ругаться».
И все сразу понятно! И про уровень образования, и про уровень восприятия, и в целом – про культурный бэкграунд. Словом, «Взвейтесь!» да «развейтесь!» ...А вы загляните к нему внутрь – что он там думает... вы ахнете!» – как писал один матерившийся классик.
Больше того, человек, элементарно окончивший школу, наверняка открывал не самые популярные произведения наших классиков. Далеко ходить не будем – возьмем наше все Александра Сергеевича.
Каждому сомневающемуся читателю я прямо сию секунду рекомендую погрузиться в произведение «Телега жизни». Начинайте. Я подожду.
Теперь откройте, например, его же – «На Аракчеева».
Ну или что попроще. Маяковского «Вам» или сразу «Все люди б***ди» того же автора. Есенина и без меня все знают – «Сыпь, гармоника», например.
Уже вынырнули с запотевшими очками и трясущейся головой? Поздравляю, вы прошли обряд причащения: теперь вы знаете, что большие русские классики не только не боялись мата, но и блестяще с ним обращались. Я могу привести три десятка примеров (и это только у одного Пушкина) и столько же великих фамилий из учебника русской литературы. И все, о ужас, матерились. Но остановлюсь на этом, боюсь, хрупкая психика нематерящегося читателя может не сдюжить.
Еще раз скажу: мат – не просто пласт лексики, естественный и органичный, при умелом обращении с ним – это жемчужина русского языка.
Русский язык в целом вообще не нуждается ни в чьей ханжеской опеке, дорогой читатель, как бы страшно это ни звучало. Я много раз говорила и повторюсь: русский язык – живой организм, он развивается и живет по своим собственным законам. Вне политических, социальных и прочих контекстов.
И когда вы, уважаемые, пытаетесь искусственно избавить его от того или иного проявления или что-то, наоборот, добавить (вроде феминитивов) – выглядит это для человека мало-мальски грамотного комично. Комично и дико!
Поэтому обращаюсь ко всем ханжам нашей большой страны враз. Неуважаемые ханжи! Я понимаю ваши трогательные порывы контролировать все и вся, высказывать свое бесконечно ценное мнение и возвышаться на фоне других хотя бы за счет запретов. Но, к сожалению, изменить ничего вы не можете. Своими замечаниями вы манифестируете одну, короткую, как у Буратино, мысль: «Я малограмотный и хочу, чтоб все об этом знали».
И вам это, как правило, удается.
Поэтому рекомендую поправить букли, жабо и просто промолчать.