Налог на любовь к родине

Анастасия Миронова
Писатель, публицист
Мария Плотникова/РИА «Новости»

Россия в очередной раз решила быть туристической державой. Вообще, туризм в нашей стране стал уже неприлично больной темой. За меры по привлечению к нам путешественников берутся все, кому не лень. И почти у всех получается трагедия. С удивлением узнала, что в российских городах все же хотят ввести туристический сбор. И первым из мегаполисов это собрался делать Петербург и просит Минфин разрешить ему собирать с туристов в городской бюджет по 1-2%.

И у меня здесь сразу возникает два больших вопроса. Во-первых: скажите, а внутренние туристы, то есть, собственные граждане, тоже будут этот взнос платить наравне с иностранцами? Если и россияне, тогда я вас разочарую: наши граждане по России и без сборов путешествуют мало. В хостелах и недорогих гостиницах самых «коронных» направлений из россиян можно встретить разве что командировочных. На маршруте Золотого и так называемого Серебряного кольца наших туристов очень мало. Если и встречаются, то паломники и школьные группы. За последние годы я неоднократно была на Псковщине, Новгородчине, ездила по Ильменю, Валдаю, Золотому кольцу, была в Карелии, на Соловках — ну, нет там российского туриста как класса. Нет! Пожалуй, больше всего россиян ездят сейчас именно в Карелию — сплавляться по рекам. И изредка заезжают на север.

Существует правило: по России путешествуют люди, у которых имеются лишние деньги, которые уже бывали за границей и у которых мотивация так сильна, что они готовы переплатить и претерпеть неудобства. Накинуть им еще налог? Так сказать, на любовь к родине. Ну, просто перестанут ездить и все. В хостелах того же Новгорода — одни китайцы и европейцы.

Наши граждане не путешествуют по родной стране по двум причинам. Одна из них — дороговизна. Ездить по России дорого. Летать дорого. На Байкал из Москвы дороже улететь, чем во Вьетнам. Проехать весь Алтай транспортом дороже и дольше, чем осмотреть Китай.

Другая проблема — практически все платежеспособное население страны живет в нескольких мегаполисах, откуда летают за границу лоукостеры.

И часто бывает так, что улететь в Будапешт или Афины дешевле, чем в Псков. Дешевые перелеты внутри страны тоже появляются, но таких билетов мало, спрос на внутренние перевозки огромный.

Если у вас есть шенгенская виза и вы живете в приграничных территориях, считайте, что любая поездка в Европу будет для вас дешевле, чем по России. Например, сейчас можно за 20 евро купить билет из приграничной финской Лаппеэнранты в Афины. Билет из Петербурга в Тюмень на те же даты стоит минимум 50 евро. Причем, за эти деньги вы улетите с пересадкой, на российской авиакомпании и в Тюмень. Или можете 15 часов ехать в плацкартном вагоне до Ярославля. Самый скромный одноместный номер на шесть ночей в центре Афин можно снять на конец октября за 8000 рублей. Цена за аналогичный номер в пределах полутора километров от центра Ярославля начинается с 7 700 за шесть ночей. Самый дешевый номер — 5 400, бывшая колхозная гостиница в 4 км от достопримечательностей.

Цены на еду в магазинах Ярославля дешевле, чем в Греции, но общепит дороже. В Греции в недорогом семейном ресторанчике в центре Афин можно поужинать на 10 евро свежим салатом, рыбой с овощами и видом на древнюю колоннаду. На 10 евро можно хорошо поужинать в приличном ресторане в Кракове, Будапеште. В центре Ярославля за 800 рублей вам дадут пельмени и салат «Оливье». Вы будете сидеть в обшитом сайдингом «банкетном» зале и смотреть в стену из силикатного кирпича, потому что окна ресторана выходят на котельную.

Золотое кольцо, говорите? Гордость России? Проехать хотя бы треть от него — дорого. Дороже, чем по той же Греции или Чехии. Транспортное сообщение плохое, дороги отвратительные. Если вы решили отправиться в самостоятельное путешествие без машины, ваш удел — старые ПАЗики с прогоревшими глушителями и грязные электрички. За семь евро вы в России будете ехать в грязной электричке во Владимир в толпе изможденных мигрантов, чистая «Ласточка» стоит 13 евро. На них вы можете поехать из Рима смотреть Пизанскую башню. Из Владимира до легендарного Юрьева-Польского по прямой чуть больше 50 км. Но чтобы попасть туда, вам нужно заплатить 37 евро, вернуться в Москву и пересесть на ивановский состав. В Юрьеве-Польском вас ждет разрушенный кремль и публичный туалет лагерного типа: вонючий барак, дырки в полу и никаких дверей. В центре города! Или же вы можете на свои 36 евро из Пизы доехать до Милана, погулять там, сколько хочется, и сесть на поезд в Венецию. Еще останется на маленький кофе.

Можно, конечно, в России и на машине ездить.

Я помню, как мы из Старой Руссы выезжали утром на машине на Валдай — местные жители советовали нам перед поездкой освятить машину у батюшки, потому что дороги страшные.

А возьмите Петербург. Наш последний оплот европейской культуры. Недавно я на три дня и две ночи отправилась с ребенком туда. Так как в нашей квартире постоянный ремонт, а живем мы на даче, то для ночевки сняли номер хостеле. Поделили расходы на двоих с приятельницей. За три дня в Петербурге на меня с трехлетним ребенком ушло тысяч 15. А то и больше. И это еще без экскурсий и такси.

В прошлом году я ездила где-то на неделю с небольшим в Москву, Владимир, Суздаль. За жилье платила только за одну ночь, а в остальные дни ночевала у знакомых. И за бензин не платила. Но все равно потратила тысяч 30. Для сравнения, весной я провела почти две недели в Польше, залетела туда через Хельсинки и Берлин, выехала землей через Ригу, обошла кучу музеев, была в Кракове, Освенциме, Варшаве. Жила в хостелах в отдельных номерах и у друзей. Потратила столько же. Еще и пару кроссовок себе купила, кое-какую одежду, так как там случился мороз.

У нас сегодня жилье и общепит по ценам — на уровне всей Восточной Европы, Греции, Испании. Абсолютно такие же цены что в Новгороде с раздолбанными тротуарами, что в Афинах.

Поэтому наш человек, если у него вдруг находятся свободные деньги, крепко думает, куда ему поехать и что за кровные 500 евро посмотреть: нищий Ярославль, храм Покрова на Нерли, где, чтобы лишний раз не мыть пол, его просто застилают рваными картонными коробками, Петербург с загаженными парадными или римский Колизей?

По России путешествуют энтузиасты. И те, кто уже немного посмотрел заграницу. У кого есть свободные деньги и свободное время. Если человек неплохо зарабатывает и у него всего один отпуск в году, он не потратит его на Ярославль. Я очень люблю ездить по России, но с трудом себе представляю, чтобы в текущих условиях подобное увлечение стало массовым.

Я помню, как в некоторых регионах, наоборот, задумывались о субсидировании туристического бизнеса, чтобы бюджетные деньги в конечном счете поступили в карман путешественников и они хоть как-то начали ездить по стране.

Но нет, не прижились субсидии! И катаются, повторю, по России командировочные и группы: школьники, ветераны, часто учительницы ездят по «литературным» местам. И все. У нас появились миллионы, если не больше 10 млн человек невыездных. Думаете, они все бросились осматривать кремли и черноморское побережье? Нет, все равно не едут — сидят на даче. Сколько-нибудь популярны пляжные направления, море. Кремли никому не нужны. Люди не едут смотреть Россию, даже когда им за это доплачивают.

Кстати, есть вопрос куда серьезней — как вы будете налог собирать? Дело в том, что в ажиотаже борьбы за туристов наши власти делегализовали практически весь мелкий гостиничный бизнес. Обязали владельцев всех мини-гостиниц, хостелов, гестхаусов, иметь отдельный вход, переводить недвижимость в нежилой фонд и размещать отели только над нежилыми этажами. Все! Мелкий гостиничный бизнес в стране разрушен. И если в том же Юрьеве-Польском таких хостелов и гестхаусов мало, то в Петербурге, например, они составляют, по моим прикидкам, большую часть гостиничного фонда.

Они зарегистрированы в сервисах бронирования, там чисто, аккуратно, но после введенных ограничений в таких отелях не проверяют паспорта, не дают чеки, не делают иностранцам регистрацию, потому что не могут заниматься гостиничной деятельностью.

Я думаю, что почти 90% хостелов и гестхаусов Петербурга сегодня вне закона: это разные заведения в бывших коммуналках, в реконструированных лофтах. Все работает нелегально! Напомню, что борьбу с ними ведут под предлогом, будто там собирается криминал. Так вот, теперь точно собирается. Для преступников и нелегальных иммигрантов остался только один ценз — цена. Фактически, мелкий отельный бизнес в России выведен в полную тень. И совсем скоро такие гостиницы обещают вообще запретить. Ну, как их заставить собирать туристические сборы? Самые наглые будут включать их в цену и класть себе в карман. Большинство же от греха подальше просто не станут связываться с государственными деньгами. У нас теперь фактически поток туристов нельзя посчитать, потому что нелегальные гестхаусы никуда информацию не передают.

Недавно я останавливалась в хорошем хостеле в центре Петербурга. Красивый известный всем дом-памятник, отличный номер где-то 50 кв.м с собственной ванной. И честное объявление: «Пожалуйста, строго запирайте дверь на замок и не открывайте никому, потому что наш хостел официально зарегистрирован как тренажерный зал». И все все понимают, включая иностранцев.

Туристический сегмент в России не развит, задавлен, застрессирован. Визу в Россию получить — испытание. Из Владимира в Юрьев-Польский или какой-нибудь Гороховец по цене полноценной поездки по Италии — героический подвиг. Жить в отеле нелегально, потому что он вынужден притворяться спортзалом, — унизительно. Платить за это новый налог — безумство. За неделю проживания в дешевых отелях Золотого кольца придется заплатить 200 рублей налога. Почти три евро. Можно из Венеции съездить в Тревизо.