В России появился новый госорган власти и управления. Называется Валаамский монастырь. Он объявил «нежелательным» присутствие на острове Валаам участников блог-тура «Валаамский архипелаг», организованного сыктывкарским интернет-журналом. Как сообщается, после заселения в отель «к участникам тура пришел управляющий гостиницей Сергей Недошивин и сказал, что настоятель монастыря епископ Панкратий распорядился не заселять участников и назвал их пребывание «нежелательным»».
То есть монастырь фактически не дал гражданам Российской Федерации «визу» для пребывания на фрагменте территории Российской Федерации.
Притом, что остров едва ли можно признать какой-нибудь погранзоной. Скорее зоной духовных скреп, куда, надо понимать, гражданам с чрезмерно пробудившимся гражданским самосознанием отныне вход запрещен.
Валаам, конечно, не Сочи. Но как место проведения предыдущей зимней Олимпиады считается чуть ли не новой светской столицей страны, так и остров на Ладоге может оцениваться как духовная столица России. А значит, по нашим понятиям, режимный объект.
Впрочем, дело не столько в обретенной этим живописным уголком России режимно-духовной природе — нынче где духовность, туда и режимность подтягивается. И даже не в приравнивании частного мнения священника к официальному распоряжению компетентного органа. А сколько в использовании понятия «нежелательное пребывание» по отношению к обычным гражданам нашей же страны.
Все, что не вписывается в представления разного рода властей о правильном поведении, начиная с момента принятия закона о нежелательных организациях, принятого в мае 2015 года и дополнившего недостаточно широко раскинувший свои щупальца закон об иностранных агентах, просто объявляется «нежелательным».
Временная комиссия Совета федерации по защите госсуверенитета намерена дополнить закон понятием «нежелательное поведение», которое, по мнению законодателей, может быть присуще как иностранным, так и российским гражданам.
«Нежелательность» поведения будет определяться, судя по всему, после обращения парламентариев, например, в Генпрокуратуру по критериям нанесения ущерба национальной безопасности, разжиганию ненависти и — внимание! — вмешательства в избирательный процесс. Нежелательной может быть признана и «работа извне» с молодежью и образовательными организациями.
В принципе, конечно, столь «патриотичный» законопроект отличается всеми признаками некоторой избыточности.
Во-первых, российские парламентарии разных уровней и так в поте лица пишут в компетентные органы бумаги с просьбой проверить разнообразные организации, кинофильмы, театральные постановки. Иной раз даже трудно понять, когда они занимаются делами, если нужно писать телегу за телегой, например, на Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Во-вторых, отдельные пункты, по которым предстоит определять «нежелательность», вообще говоря, уже регулируются российским законодательством: получается, если кто-то что-то «разжигает», то он может быть одновременно быть признанным «нежелательным» и сесть в тюрьму согласно существующим нормам уголовного права. Не слишком ли много попаданий в одну и ту же воронку?
В-третьих, что такое «вмешательство в избирательный процесс»? Иностранные наблюдатели — это вмешательство? Деньги? Кто их видел после ковровых бомбардировок законом об иностранных агентах?
Там муха не пролетит, если она в джинсах с зарубежным лейблом, и блоха не проскочит, если ее подковал не отечественный товаропроизводитель.
Может, «нежелательное вмешательство в избирательный процесс» и есть сам акт голосования российских граждан, если вышеуказанные граждане голосуют не за кандидатов власти? А что, ведь тем самым они и разжигают, и подрывают, и вмешиваются… Мешают жить на широкую ногу в нищей стране, пилить, откатывать, мракобесничать и проч.
Жаль, Мишель Фуко умер, а так бы написал книгу «Разжигать и вмешиваться». Ведь все это «укрепление единства российской нации» методом разделения на чистых и нечистых ведет к расколу этой самой нации, к нарушению Конституции РФ, которая, если кто забыл, является актом прямого действия и не поощряет дискриминацию одних граждан России другими гражданами России. Причем только потому, что некоторые из них облечены законодательной властью и имеют возможность свои фанаберии, комплексы, фобии «отливать» в форме законов.
Эпидемия «нежелательности» охватила наше богоспасаемое отечество: законы, законопроекты, доносы в компетентные органы.
Ничего этого не было еще несколько лет назад. Но если такая активность не пресекается, значит, она поощряется. Если из каждого утюга кто-то орет о чьих-то происках — сосед начинает подозревать соседа и пишет на него «куда надо».
В культурно-историческом смысле это архаика. В политико-психологическом — самозащита властей от современного мира и от своих же граждан. В особенности от тех, которые однажды потребовали помимо севрюжины с хреном еще и демократии, в ответ на что получили «величие страны» и борьбу с «нежелательными». А севрюжины с хреном при этом стало заметно меньше.
Проблема в том, что именно те, кто сражаются с «нежелательными» из кабинетов власти и, так сказать, монашеских келий, расшатывают стабильность. Да, традиционные ценности действительно могут использоваться в качестве социальных стабилизаторов. Но при их передозировке они превращаются в ценности фундаменталистские, которые начинают работать как социальный дестабилизатор.
Характерный пример — активность организации «Христианское государство-Святая Русь». Ее представители действовали вполне в духе времени, но перестарались. Проповедуемые ими «ценности» переплавились в акты прямого действия — попросту говоря, уголовку. И такое может происходить все чаще и чаще, если 80% граждан страны, называющих себя подлинными «патриотами», станут считать оставшиеся 20% «нежелательными» — подрывающими и разжигающими.
Если сенаторы и настоятели будут решать, кто здесь, в нашей стране, «нежелательный», скоро в ней останется не так много «желательных» людей.