Екатеринбургского юношу Руслана Соколовского арестовали на два месяца за то, что он ловил покемонов в православном храме, а его видеоблоги носили ярко выраженный антиклерикальный характер. Шьют чуть ли не экстремизм и оскорбление чувств верующих, ту самую статью, которая была введена в Уголовный кодекс ad hoc, «к случаю», — по ней отбывали реальный срок и девушки из Pussy Riot, которые никого не искалечили, ничего не украли и не транжирили деньги налогоплательщиков.
Идеократическая автократия ввиду отсутствия идей, если не считать таковыми мобилизационную стратегию вставания с колен внутри осажденной Западом крепости, постепенно превращается в теологическую автократию. А посадки за высказывание атеистических взглядов, получается, отныне приравниваются, говоря в терминах более чем четвертьвековой давности, к антисоветской деятельности.
И если советская власть сажала за инакомыслие и даже просто разномыслие, почему бы нынешним властям, где роль государственного агитпропа все чаще играет РПЦ в ее официозном изводе, не начать сажать за воинствующий атеизм?
Здесь бессмысленно апеллировать к способности или неспособности компетентных органов правильно квалифицировать преступления и применять соразмерную содеянному меру пресечения. Юридические аргументы здесь вообще ни при чем. Речь идет об идеологической обороне системы, одной из скреп которой является политическое православие, от маленького, юного человека, который просто смеется над напыщенностью церковного официоза. Соблюдая тем самым Конституцию Российской Федерации, закрепляющую за гражданином и право на свободу слова и свободу исповедовать религию или не исповедовать никакой, и принцип отделения церкви от государства.
Православный официоз постепенно берет на себя функции государства, а государство в лице своих репрессивных органов защищает его от 22-летнего парня, у которого на иждивении мать-инвалид. Какое там, прости Господи, христианское милосердие, если патриарх существенную часть своей интеллектуальной энергии тратит на борьбу с ересью «человекопоклонничества» и с самой категорией прав человека, на которой зиждутся и западная цивилизация, и, на минуточку, российская Конституция.
В мировой истории было время, когда церковное право было неотделимо от права светского. Но, как сказал бы Остап Бендер, это имело место до эпохи исторического материализма. Кировский суд города Екатеринбурга, арестовавший молодого человека, который никого не убил, не избил, не украл миллиарды долларов, воспользовался светским правом как правом церковным. И вернул Россию в эпоху раннего Средневековья.
«Приговор» же заранее вынесла такая значимая фигура, как пресс-секретарь управления МВД России по Свердловской области товарищ Горелых, предположивший в порыве святого гнева, что ловцов покемонов в «святых местах» надо сажать не на три года, а на пять.
Так вот покемоны, сами того не желая, стали тестерами свободы в стране и символами антигосударственной деятельности.
Произошла политизация покемонов. Так они скоро образуют партию и превратятся в лидеров протестного движения. Больше некому…
Оказывается, у нас теперь и презумпции невиновности нет, и простые отечественные полицейские решают, как надо изменять законодательство. Возможно, видеоблогер Соколовский пойдет по статье о разжигании ненависти к социальной группе. Так вот: высказывания подобного рода со стороны официального лица — разжигание социальной ненависти к атеистам.
Почему, собственно, у нас оскорбляются исключительно чувства заранее обиженных на весь свет верующих? А как быть с чувствами атеистов, например, в ситуациях, когда, как это делается в администрациях некоторых регионов, с рядовых госслужащих добровольно-принудительно берут поборы на строительство храмов, как раньше брали взносы на какой-нибудь ОСОАВИАХИМ? И это еще одна точка, где, вопреки Конституции, государство сливается с церковью в благостной «симфонии».
Видеоблогер Соколовский протестировал эту «симфонию» на звериную серьезность, с которой полиция, суд, официоз РПЦ относятся к самим себе.
В Петербургской хоральной синагоге ловец покемонов за успешную охоту получил в подарок бутылку кошерного вина. Тоже ведь «святое место», не так ли? Но никто не оскорбился и не был взят под арест.
Получается, что суровый ветхозаветный еврейский бог милосерднее того бога, которому поклоняются в «симфонической» РПЦ? И дело вовсе не в оскорблении чьих-то там чувств, а в том, в каком мире живет та или иная церковь — в современном или в Средневековье, жестока и немилосердна она или добра и иронична. В том числе к самой себе, что есть признак мягкой силы и привлекательности. Такой, собственно, и должна быть религия, если, конечно, к ней относиться как к интимному делу каждого человека, а не как к делу государственной важности, чтобы не сказать — государственной безопасности.
А теперь о главном. Атмосфера нетерпимости, которая культивируется в нашей стране в последние годы, делает возможными и убийства политиков, и посадки молодых людей, отстаивающих свои личные взгляды на мир. В России еще не расцвело пышным цветом доносительство, но неизбежным образом расцветет, потому что оно является инструментом государственной политики, как это уже было в течение долгих десятилетий нашей истории.
Доносы поощряются государством и используются им. Движение «Антимайдан» пишет донос на «Левада-центр». Идя навстречу пожеланиям трудящихся, Минюст приходит с проверкой в социологический центр. Журналист портала «Ура.ру» предлагает проверить действия видеоблогера Соколовского с точки зрения оскорбления чувств верующих. Это уже не исполнение профессионального журналистского долга, а донос. И видеоблогера Соколовского полиция арестовывает по доносу. Это уже «симфония» не только государства и церкви, но и государства со своим народом-доносоносцем.
Такие истории создают прецеденты. Как прецедентом стала «двушечка» для Надежды Толоконниковой (признана в РФ иностранным агентом). И если можно взять под стражу человека за антиклерикальные взгляды в Екатеринбурге, то будут брать в соответствии с этим прецедентом «открытых» атеистов по всей России.
Такие истории носят дидактический характер, примерно как с процессом Михаила Ходорковского, который стал хорошим уроком правильного поведения для всех богатых людей в этой стране.
В казусе Соколовского легко прочитать четкий месседж: станете открыто высказывать свои атеистические взгляды — будете сидеть.
С июня 2012 года власть напринимала более 30 законов, расширяющих права компетентных органов и сужающих права гражданского общества. Эти нормативные акты портят и общественную мораль, чего стоил один «закон Димы Яковлева», согласно которому морально не помочь брошенному ребенку, а, наоборот, лишить его возможности оказаться в семье. Или закон об иностранных агентах, лишивший помощи множество социально ущемленных людей. Статья УК, карающая за оскорбление чувств верующих, концептуально предполагает аморальность атеизма. Почему бы тогда действительно не посадить Руслана Соколовского?
Если бы несчастного кришнаита, которого взяли в соответствии с «законом Яровой», в результате не отпустили, был бы создан прецедент, в соответствии с которым дети разных народов и конфессий в массовом порядке заполняли СИЗО только потому, что хотели поделиться с другими своими религиозными, отнюдь не экстремистскими убеждениями.
Блогер Соколовский беззащитен перед гигантской государственно-церковной машиной. Православный официоз преимущественно молчит — в полном соответствии с канонами борьбы с «человекопоклонничеством» и своими специфическими представлениями о христианском милосердии. Правда, екатеринбургские священники выразили готовность провести разъяснительную работу с арестованным. Молчит и наш политический класс, который на самом деле просто панически боится таких людей, как Соколовский, потому что за каждым таким молодым человеком ему видятся «майдан» и угроза квадратным метрам, мерседесам, яхтам, долларам в коробках из-под обуви.
От имени Московского патриархата высказался глава синодального отдела Владимир Легойда: оказывается, РПЦ «не хочет крови». И на том, как говорится, спасибо.