Не бойтесь приказа

Денис Драгунский
Журналист, писатель
Кадр из фильма «Изгой» (2000) Twentieth Century Fox

Некий философ полсотни лет назад написал, что, возможно, «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Попробуем представить себе, как это может произойти.

Представим себе: война. Обыкновенная сухопутная война, где главное действующее лицо – пехота. Такие войны велись веками и, к сожалению, конца им не видно. Увы, боевые действия – это не фантазии Джорджа Лукаса, и никакая высокая технология в обозримом будущем не заменит солдат, которые реально, физически занимают отвоеванную территорию.

Так вот, война. Батяня-комбат выскакивает из окопа на бруствер, стреляет из пистолета в воздух и кричит:

— В атаку! Вперед! За мной!

Но из окопа за его спиной раздаются недовольные голоса солдат:

— А это обязательно? А это надолго? А кофе брать с собой? А вай-фай там есть?

Смешно.

Хотя этот анекдот довольно точно отражает умонастроение, которое все шире охватывает людей в Америке, Европе, и в России в том числе.

Главное тут – запрет на приказ и наказание, то есть на принуждение. Потому что в любом принуждении есть унижение, а в любом унижении – источник травмы, а значит – причина всех будущих несчастий человека, всех его неудач и депрессий.

Смешно. Но и горько, но и опасно.

Опасно не только для армии и государства. Опасно для человека как такового.

Разумеется, война и вообще всякая агрессия – это ужасно. Она уничтожает человеческое в человеке. Он, втянутый в воронки, шнеки и шестерни агрессии, теряет свою человеческую суть, которая состоит из достоинства, сострадания, любви и разумности. Людьми перестают быть все – и те, кого мучают и унижают, и сами мучители-агрессоры. Поэтому борьба за сохранение человечества вообще и отдельного человека в частности – это прежде всего борьба за его достоинство, честь, свободу от унижений и излишних принуждений.

Я не зря добавил слово «излишних».

Угроза человечеству возникает неожиданно. Выскакивает именно оттуда, откуда ее меньше всего ждали.

Маленький «оффтоп»: прогнозируя грядущие глобальные экономические кризисы, аналитики разных стран, направлений и симпатий говорили в основном об экономике как таковой. Финансы, кредитные пузыри, перепроизводство, нищета. Немного – о политике, о возможных вооруженных конфликтах. Самые умные, и я в том числе (это самоирония, дорогие читательницы и читатели!) – говорили о демографии.

Но никто, ни один человек, не предположил, что причиной кризиса может стать вирус. Эпидемия. То есть матушка-природа во всей красе ее опасной непредсказуемости.

Так и здесь.

Мы думали, что Человеку с Большой Буквы сильнее всего грозит вирус доминирования и унижения. Когда старший унижает младшего, богатый – бедного, когда ученый презирает неуча, столичный житель – деревенщину, и так далее. То есть когда мир состоит из неких, грубо говоря, начальников и подчиненных. В этом виделась (и видится посейчас) главная опасность для человечности. Холодный и жестокий вертикальный мир, мир иерархий, рангов и чинов, мир жалкого бесправия слабых и разнузданного всевластия сильных — что может быть ужасней?

Однако всегда есть куда падать. Как предупреждал Станислав Ежи Лец, снизу, из-под камня, что замыкает дно колодца, вдруг постучали.

Жизнь в оковах запретов и приказов – тяжела. Жизнь без них – вообще невозможна.

Власть – это кошмар и унижение для всякой свободной личности. Особенно, когда речь идет о чьей-то власти надо мной. А если свободная личность вдобавок еще и наделена способностью чувствовать чужую боль – то даже собственная власть над кем-то для такой личности невыносима. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А.П. Чехов). Что-то многовато у меня сегодня цитат, но уж ладно – «власть отвратительна, как руки брадобрея». Или даже как ноги Бармалея.

Но хуже власти может быть только ее отсутствие. И речь не только о государственной власти, об общепризнанной монополии государства на принуждение – тут, собственно, и спорить не о чем. Никто, даже самые отъявленные анархисты и либертарианцы, не хотели бы превращения страны в Гуляй-поле. В ледяную равнину, по которой носится лихой человек.

Как сказал офицер ГИБДД в ответ на все претензии по поводу произвола и взяток: «Но если бы не мы, то эти, которые рассекают в крутых джипах, они бы всех вас просто давили, как клюкву, и никто бы пикнуть не мог. Так они хотя бы нас боятся, мы можем очередью по колесам, в случае чего, и не только по колесам».

А когда анархисты и либертарианцы говорят о «районной милиции», об «ополчении сознательных граждан» и о «народных судах в полном смысле слова» — они всего лишь описывают другую модель той же самой власти, облеченной правом на насильственное принуждение, оно же принуждающее насилие.

Но дело в том, что власть существует не только в проекции «свободный гражданин – государственная машина». Та машина, которой этот гражданин отдает часть своей свободы и право принуждения. Во имя стремления к миру и порядку, в полном соответствии с учениями Гоббса, Локка и Руссо об общественном договоре. Иначе – беспорядочная и жестокая война всех против всех. Это, повторяю, понятно.

Не всегда понятно другое – отношения власти пронизывают все общество, так же, как отношения денег и отношения влияния. Человек остается «общественным животным», по Аристотелю. Возможно, это определение устарело, но пока на смену ему ничего толкового не придумано – вернее говоря, не предложено самим человеком в полноте его разнообразных идентичностей.

Общество состоит не только из равноправных суверенных личностей, но и из старших и младших в самом широком смысле слова: родителей и детей, учеников и учителей, начальников и подчиненных, а также из докторов наук и недавних выпускников вузов, из рабочих высочайшей квалификации, слесарей шестого разряда – и разнорабочих.

В том, что родители говорят ребенку «вымой за собой посуду и убери у себя в комнате» — нет никакого унижения его личности. Даже если ребенку очень не хочется мыть посуду и складывать вещи в шкаф.

И в том, что родители будут настаивать на своей просьбе (а уж если совсем честно, то на своем приказе) – тоже нет ничего унизительного.

Так же, как и в приказе ротного командира, или в распоряжении, которое завсектором дал референту, и так далее. Хотя солдату не хочется идти в караул, а референту – составлять аналитическую записку. Это естественно: 80% людей любят покой и комфорт (проще говоря, безделье), и только 20% постоянно ощущают уколы своего личного творческого или административного шила, и сами, без понукания, активно стремятся что-то создавать или обустраивать.

Работать, однако, должны все. Иначе помрем от голода и холода, утонем в грязи, или нас поработят бодрые и деятельные соседи.

Поэтому человечество изобрело отношения власти, обязательные распоряжения, а также санкции за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Разумеется, все эти распоряжения надо давать без хамства, без рыка, без сверкания глаз и удара кулаком по столу, не говоря уже об ударах кулаком в зубы.

Кроме отношений власти, как уже сказано, есть отношения денег и отношения социального влияния. И еще отношения, завязанные на доверии к базовым ценностям общества. Но во всех этих областях существуют тысяча извинений, своего рода начальники и своего рода подчиненные, своего рода «мейнстрим» и своего рода «маргиналы». Разумеется, в обществе идет постоянная борьба как минимум в двух направлениях. Постоянная борьба за позицию «начальников» (они же «богатые», они же «влиятельные», они же «мейнстрим») – а также борьба за то, чтобы начальники не слишком разнуздались, чтобы они соблюдали общие для всех приличия. Не хамили бы и не распускали руки. И это направление наиболее важно – поскольку ясно, что все не могут одновременно стать начальниками, богачами, властителями дум.

Отношения власти в обществе – особенно в отношениях родителей и детей, учителей и учеников, профессоров и студентов – надо всемерно окультуривать, гуманизировать. Но не отказываться от них вовсе. Увы, главная мода современности – это утвердить, что ребенок равен родителю, а студент равен профессору. Равен не как юридическое лицо, не как субъект прав человека, а именно в смысле власти и влияния. Равен, а то и выше его: ребенок может давать распоряжения родителям, а студент – учить профессора науке и жизни.

Однако общество без «вертикали власти» распадается на атомы и приходит в состояние войны всех против всех.

Увы, мы это уже начинаем замечать.

Человечество может рухнуть не под ударами агрессии и насилия – а совсем наоборот, его могут размыть сладкие потоки полнейшего, безграничного равноправия всех со всеми – взрослых с малышами, ученых с невеждами, специалистов с дилетантами, тружеников с бездельниками.

Но это сказочное равноправие непременно окажется лицемерной ширмой для какой-то жесточайшей диктатуры, которая поставит под вопрос существование Человека – такого, каким мы его привыкли видеть в течение последних веков. Мыслящего и трудящегося, ценящего себя и уважающего других.

Контуры этой диктатуры еще не ясны. И не дай Бог нам их увидеть.