Неожиданно: Сербия!

О том, куда стоит съездить в отпуск

Depositphotos

Коронавирусные ограничения (местами переходящие в откровенно политические запреты) изменили карту летних отпусков и каникул. Российские курорты, кажется, уже не вмещают всех желающих, да и цены удивляют… а на Мальдивы как-то не решаешься, да и дорого туда лететь. Куда же податься?

Этим летом мы выбрали Сербию и не пожалели. Сразу скажу: эта колонка не проплачена, мне просто хочется поделиться отличными впечатлениями. И о недостатках я тоже обязательно скажу.

Добраться просто: есть прямые рейсы в Белград, режим безвизовый, для въезда требуется свежий тест ПЦР, если на территории страны путешественник пробудет больше 12 часов. Языковой барьер невысокий: почти со всеми можно объясниться по-русски, многие надписи и слова понятны без перевода, хотя, конечно, бывают забавные эпизоды. Например, многие русские, заметив надпись «печење» (пишется именно так, корректор, не правь!) ожидают увидеть сладости к чаю. А находят поросенка или барашка, запеченных целиком на вертеле, – кстати, очень рекомендую.

Цены заметно ниже, чем в России, особенно за пределами немногочисленных курортных центров. Притом небольшой ресторанчик у дороги окажется, как правило, уютнее и накормит вкуснее большого «пищеблока» в людном месте.

Инфраструктура для международного туризма вообще только появляется: далеко не везде вы найдете надписи на языках кроме сербского (английском и иногда русском), тропинки в горах могут быть размечены довольно приблизительно, а размеченные – завалены недавним буреломом, указатели могут просто отсутствовать, а на живописнейшем горном озере не окажется ничего похожего на пляж. Лучший совет – спросите местных! Они все знают, все покажут, а еще могут угостить крепким кофе и домашней ракией, и все это с широкой улыбкой.

А смотреть и вправду есть что. Говорить о Белграде не буду, это слишком очевидно. Назову только три места, два из которых мы открыли для себя этим летом. Первое — самое известное, это Златибор – невысокие горы, поросшие сосновым лесом, знаменитый горнолыжный курорт. Он хорош и летом для прогулок и купаний в большом искусственном озере, рядом – этнографический музей под открытым небом. Впрочем, островерхие крестьянские домики из местной сосны разбросаны по всему Златибору, это такая уютная домашняя Сербия с ароматной домашней чорбой (наваристым супом) и не менее чудесными напитками, о которых я уже говорил.

Другое место у нас куда менее известно, но заслуживает не меньшего внимания. Национальный парк Джердап расположен на Дунае, на границе с Румынией, и знаменит не только природой. Любителей геологии порадует скалистое ущелье под названием «Железные ворота», через которое когда-то утекло бывшее Паннонское море, а теперь течет Дунай. Историки найдут сразу два важных места: отлично сохранившийся средневековый замок Голубац и мезолитическую стоянку Лепенски Вир: место, где люди (вероятно, предки нынешних европейцев) поселились примерно в 7000 г. до н.э. и жили пару тысячелетий, оставив множество свидетельств своей культуры. Это поселение называют иногда первым городом Европы (на Ближнем Востоке, конечно, города возникли намного раньше): пусть оно было совсем небольшим, но это был явный культурный и экономический центр, который очень многое рассказывает нам о заселении Европы нашими предками-кроманьонцами. Раскопки превращены в прекрасный музей, где все можно увидеть на месте в том виде, в каком оно было найдено, а также полюбоваться реконструированными жилищами древних людей.

А самое яркое наше впечатление – это национальный парк Тара, горные леса на границе с Боснией. Пейзажи совершенно альпийские (разве что нет на заднем плане заснеженных вершин), ходить по ним можно бесконечно, особенно если поставить цель выйти в конце маршрута к одной из смотровых площадок и полюбоваться с высоты орлиного полета на реку Дрину, горные селения и дороги, зеленые склоны и хвойные леса. Если погода пасмурная и вы оказываетесь внутри облака – гарантирована японская гравюра с силуэтами извилистых деревьев на молочно-белом фоне. Из живности встретили пару косуль и лису, но в глухих и безлюдных местах парка водятся медведи и кабаны.

Мы сидели на берегу неширокой пограничной реки Дрина в уютном ресторанчике над водопадом и ели ягнятину из-под сача (металлический купол, под которым медленно томится на огне мясо). Меньше чем в тридцати метрах от нас уже был боснийский берег, другая страна. И меньше тридцати лет назад в этих краях шла кровавая межэтническая война, если не сказать хуже: резня, бойня, братоубийство. Не сказать чтобы все проблемы были решены, чтобы сербы, хорваты и боснийцы пылко возлюбили друг друга. Но научились жить вместе и принимать гостей.

И последнее, но немаловажное. Я не знаю другой такой страны на глобусе, кроме Сербии, Черногории и сербской части Боснии, где бывают так рады русским и вообще людям из России любой национальности. Это просто поражает, когда заслышав русскую речь, к тебе подходит поздороваться семья, подводит ребенка, который стесняется опробовать свой школьный русский с носителями языка, и для людей эта встреча – настоящая радость.

Да, общая вера, сходные языки, близкие (хотя очевидно разные) культуры. Много было и войн, в которых Россия и Сербия-Югославия неизменно оказывались союзниками, но может быть, дело еще и в том, что Россия никогда не пыталась Сербию ни поглотить, ни насильно облагодетельствовать. Впрочем, где все те, кто пытался такое с ней сделать? Лучше и не пробовать. Лучше оставаться друзьями и братьями. А значит – разными.