Школа имени гиперконтроля

О том, что не дает учиться и учить дистанционно

Depositphotos

На прошлой неделе все московские школьники с шестого класса и старше отправились на дистантное обучение. И стон великий стоит по всем родительским и преподавательским чатикам, а чиновники образования повторяют: всё под контролем.

Да вот не всё. Начнем с того, что идея открыть школы в прежнем режиме, как будто пандемии нет, с самого начала была неудачной. Да, конечно, по школам рассылались строжайшие циркуляры о том, что все уроки должны начинаться в разное время, дети разных классов должны пользоваться разными входами и всё такое прочее – но составители этих циркуляров, похоже, никогда не были детьми и детей не видели.

Как отменить веселую возню на переменах, зависание во дворе после уроков, ухаживания Васи из 10 «Б» за Машей из 9 «А»? Да, школы стали рассадниками заразы, и не могли не стать.

Тогда объявили дополнительную неделю каникул, а затем снова перевели всех, кроме малышей, которых дома не оставишь, на дистант. Разумное решение.

И отвратительное – иначе не скажешь – исполнение. Существует много готовых платформ и программ, которые предназначены для обучения, у каждой есть свои плюсы и минусы. Этой весной школы попробовали разные варианты, каждая нашла оптимальный для себя, все в общем и целом наладилось.

Но теперь начальники от образования предписали всем учителям пользоваться одной, для преподавания вовсе не предназначенной – платформой Teams для корпоративных встреч. Почему именно ей – неизвестно. Совершенно точно не по причине ее функциональности и популярности – она мало кому известна и в обзорах рейтинг у нее невысокий. Может быть, сами чиновники проводят в ней свои совещания, может быть, компания Майкрософт заключила с ними какое-то соглашение, мы можем лишь догадываться.

Далее, заходить в свои уроки дети и учителя должны через МЭШ, специально созданную для контроля (ключевое слово в нашей истории!) за учителями и учениками. У нее опять-таки есть свои плюсы и минусы, но в целом она работала прилично, пока каждый ученик, каждый родитель и каждый учитель заглядывал в нее пару раз в неделю: расписание уточнить, оценки выставить и т.д.

Теперь представьте себе, что произошло, когда случилось непредвиденное, невозможное, немыслимое, вроде снегопада в январе: понедельничным утром в систему одновременно попытались войти все школьники и учителя города. Правильно: она рухнула.

Другого, запасного способа попасть на урок, повторюсь, просто не существовало.

Те учителя, кто после двадцатой попытки получали свою вожделенную ссылку на платформу Teams, обнаруживали, что для уроков она вовсе не предназначена. Учитель видит либо свою презентацию, либо лица учеников. Пользоваться доской ученики не могут. И вишенка на торте: чтобы избежать попадания в класс нежелательных агентов, учитель обязан вручную разрешить доступ на занятие каждому ученику, зайти напрямую они не могут.

Представляете, что было бы в школе, если бы каждый учитель должен был отпирать свой класс отдельно для каждого ученика, при том, что одни пришли раньше, другие опоздали, а третьих вообще каждые пять минут выкидывает из-за нестабильного интернета? Правильно, педагог превращается в охранника и привратника.

А еще дети по каким-то старинным санитарным нормам не могут сидеть перед экраном компьютера более получаса, иначе у детей испортится зрение (ха, расскажите это геймерам). С учетом всех этих подробностей на сам урок оставалось времени минут 10-15, и чему за это время можно вообще научить?

Естественно, что школы начали выходить из этого ужаса по принципу «спасайся, кто может». Создают, к примеру, свои резервные ссылки на другие, более дружественные платформы и переходят туда (и каждый вечер пишут отчеты и рапорты о том, почему урок был проведен не в Teams, как предписано, а где-то еще). Всех секретов раскрывать они не будут, скажу лишь главное: у нас замечательные учителя, творческие, активные и преданные своему делу. Если им не мешать, они найдут способы научить детей любимому предмету. Если им не очень сильно мешать, тоже найдут. И даже если им мешать очень-очень-очень сильно, они все равно не сдадутся – а перед нами именно этот случай.

Обязательное дистантное обучение – само по себе большая нагрузка. Всем все непривычно, детям и родителям часто не хватает мощности интернета и компьютеров на всех, приходится постоянно решать мелкие технические проблемы.

И в то же время (я это знаю точно, потому что сам занимаюсь с детьми онлайн уже шестой год) это новые возможности, это пространство творчества и открытий. Только надо дать людям время и силы всё это освоить. Им надо помочь, а не диктовать условия.

Но чиновники от образования, кажется, поняли эту ситуацию по-своему: дистантное обучение – повод для тотального и беспощадного контроля. Все уроки записываются, все посещения контролируются, потом разберемся и всех накажем. По родительским и учительским чатам – великий стон. А чиновники бодро рапортуют, что незначительные недостатки исправлены, трудности преодолены и все всем довольны. Они ведь умеют отчитываться перед начальством о своих успехах и затыкать рты недовольным, но не умеют признавать и исправлять ошибки.

Заслужили ли такое отношение наши учителя? По-моему, нет. Сегодня все говорят о подвиге врачей, о том, как необходим нам их труд. Но среди таких безусловно полезных и необходимых человечеству профессий рядом с врачами всегда называют учителей. Если врачи лечат нынешнюю болезнь, то учителя предотвращают будущую: учат тех, кто изобретет лекарства и вакцины и объясняют всем остальным, как устроено человеческое общество. Мы прекрасно убедились в эту пандемию, как важны для нас сознательность и солидарность. Самый страшный пособник вируса – тот, кто чихать хотел на окружающих (в прямом и переносном смысле).

Можно проводить рейды и штрафовать, можно запирать в обсерваторах подозрительных и заставлять зараженных слать селфи в любое время дня и ночи, но к каждому гражданину, больному или здоровому, не приставишь полицейского.

Мы пройдем эту пандемию с наименьшими возможными потерями, только если научимся доверять друг другу и друг друга беречь. Зачем на пустом месте злить и настраивать против себя всех, кто учит и учится, их родных и близких, то есть, по сути, большинство горожан – я не понимаю.

Я очень прошу чиновников от образования: берегите учителей и доверяйте им. У нас просто не остается другого выбора. Снимите с них бремя беспощадного и бессмысленного контроля, признайте за ними право на выбор, на поиск, на эксперимент. Поймите, что работа над собственными ошибками – не позорная капитуляция, а важная часть учебного процесса, и в данном случае без нее явно не обойтись.

Доверьтесь в этой работе учителям. Они вам помогут – если вы поможете им.