Зелено, но бедно

О том, что в борьбе за хороший климат будут жертвы

Георгий Бовт
Политолог
Даша Зайцева/«Газета.Ru»

Это только в Германии какой-нибудь «зеленые» могут получить много голосов на выборах и войти в правительство. У нас они еще долго будут обречены на статус политических маргиналов. И не потому (ну хорошо, не только потому), что на «пирамиде Маслоу» мы сидим с Германией на разных уровнях. Но и потому, что на фоне сурового русского климата зеленый цвет как-то не очень смотрится. Ну разве что месяца три в году.

Но теперь вроде как весь мир побежал в сторону «зеленой энергетики» и нейтрального углеродного статуса. Вплоть до того, что в одной сильно развитой и экологически продвинутой стране всерьез задумались о том, как бы натренировать коров на то, чтобы они не гадили где попадя (поскольку «парникового» метана от их отходов выделяется столько, что вреда от него в плане эффекта глобального потепления уже не меньше, чем от автомобилей), чтоб коровы эти учились «ходить в туалет» в строго отведенных местах. Как далеки от нас и нашего сельского хозяйства эти проблемы, согласитесь.

Мы тоже объявили наш суверенный энергопереход. Конкретных планов нет, мы и к этой войне, как обычно, не подготовились толком. Курировать «оборону Москвы» на последних рубежах уже назначили Анатолия Чубайса. Видимо, потому что он хоть с этими западниками сможет разговаривать о том, в чем мало кто что понимает. Тем более что Европа новую напасть нам готовит: углеродный налог. Судя по этим явно злокозненным планам, при ввозе в ЕС цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет необходимо будет покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога. Российским экспортерам это обойдется максимум в 50 млрд евро до 2030 года. Минимум – от 1 до 3 миллиардов евро в год. Есть сильное подозрение, что это бремя ляжет на наши хрупкие плечи.

И вообще «зеленая энергетика» стоит дорого. Дешевы и приятны разговоры про чистый воздух, высадку миллиардов деревьев добровольцами, снижение СО2, «совместные усилия людей доброй воли» и прочее политическое бла-бла имени Греты Тунберг. Но рано или поздно придется показать людям счет.

Вон в Британии уже собираются такие начать выставлять: дабы побудить людей к использованию «зеленых» источников энергии домохозяйства, использующие газ для отопления и прочих нужд, а не электричество, скажем, начнут получать дополнительные счета на 159 фунтов стерлингов. Дабы поощрить, так сказать, энергопереход на уровне каждой семьи. А чтобы прийти к «нулевому углеродному выбросу» к середине века, в частности, уже к 2035 году запретят вообще все газовые бойлеры.

Все это замечательно, но пока цены на газ в Европе бьют рекорды. И попутно выясняется, что ветры даже на северо-западе Европы дуют, понимаешь ли, не регулярно и вообще не по расписанию – и ветряки замирают. А зимой холодной (как в прошлом году на юге США) вообще замерзают. К тому же этими ветряками надо занимать огромные площади, изымая их из-под других нужд. Да и солнце светит не все 365 дней в году. Например, в таком мегаполисе, как Москва, солнечных дней в году едва ли наберется 80 штук. О Питере не будем даже говорить, чтобы никого из тамошних не расстраивать. Или вот, например, подсчитали, что для того чтобы обеспечить в наших климатических условиях «зеленой энергией» такой немаленький объект, как Новолипецкий металлургический комбинат, надо заставить солнечными панелями всю Липецкую область. Даже щели нигде не оставить.

Или вот тоже подсчитали, что на строительство «устойчивой инфраструктуры зеленой энергетики» и экономики с нулевым углеродным выбросом, включая электромобили и прочие «зеленые ништяки», только для Юго-Восточной Азии нужны инвестиции не менее чем в 2 трлн долларов. Они откуда возьмутся?

В прошлом году на эти цели было инвестировано лишь 9 млрд долларов по всему региону.

Даже внутри Евросоюза, выступающего едва ли не главным паровозом «зеленой энергетики», нет даже близко единой позиции по поводу того, что вообще считать таковой. Например, Франция, где более половины генерации электроэнергии приходится на атомные станции, выступает за то, чтобы АЭС считать если не «зеленым», то экологичным источником энергии. Схожая позиция у Швеции. А вот Германия, взявшая курс на закрытие АЭС (теперь жалеет, видимо), считает противоположным образом. На фоне нынешнего кризиса с газовыми поставками в ряде стран всерьез заговорили о расконсервации угольных шахт.

Попутно можно попытаться свежим взглядом посмотреть – и пересмотреть его – на распространенное представление о том, что угольная энергетика – самая грязная и ее надо сокращать. Во многих странах она и сокращается. Однако до сих пор в Китае, Индии, Вьетнаме и Индонезии потребление угля только росло (Китай только теперь собирается сворачивать инвестиции в угольную отрасль, но надо еще посмотреть, что из этого получится). А еще оказывается, что станции, построенные согласно высоким стандартам энергоэффективности, работающие на угле, не так уж ужасны, особенно если учесть некоторые издержки «зеленой энергетики».

Например, в солнечной энергетике используются большое количество токсичных и даже взрывоопасных компонентов при изготовлении солнечных батарей. С проблемой их утилизации в массовом масштабе человечество еще, по сути, не столкнулось. К тому же производство электроэнергии такими традиционным способами, как на угле или газогенерации, обходится дешевле примерно на треть, чем производить электричество с помощью ветряных станций, и почти в два раза дешевле, чем ее производство с помощью солнечных фотоэнергетических станций. Это еще раз к вопросу о «чеке».

Чтобы переоборудовать нынешнюю энергетику на «зеленую», надо построить турбины, а также ветрогенераторы и занять огромные территории солнечными панелями. Для этого надо добыть для начала еще больше полезных ископаемых, включая редкоземельные металлы. Это само по себе влечет огромные энергозатраты.

Пока возобновляемая энергетика завязана на литийионные аккумуляторы, для которых нужны, как минимум, литий, кобальт и никель. Для солнечных панелей нужны медь, серебро, алюминий, кадмий и ряд других редкоземельных металлов. Равно как и для ветряных станций. Рост спроса только на литий прогнозируется огромный уже в ближайшие годы (основные залежи в Чили, Аргентине, Боливии, Перу и, на минуточку, в Афганистане). Разведанных запасов на Земле не хватит. При этом добыча этого самого лития, чисто технологически, сопряжена не только с большими энергозатратами, но и с колоссальным ущербом окружающей среде. По сравнению с чем разработка сланцевых нефти и газа – это игра детей в экологически чистой песочнице. Говорят, этого лития на Луне – как грязи. Но надо еще долететь и освоить. Лететь придется через земную атмосферу, портя воздух.

А время тикает, и температура на Земле повышается. Шансов на то, что к середине века удастся соблюсти параметры Парижского соглашения по снижению выбросов парниковых газов, все меньше. К тому же – и пандемия лишний раз это показала – человечество так и не научилось совместно действовать во имя преодоления общих планетарных угроз.

Между тем, пока еще никто из крутых политиков не произнес вслух главного рецепта «спасения климата планеты Земля». Ввиду очевидно пока непомерного «чека» за так называемый энергопереход. Боятся потому что. Вслух-то.

Рецепт этот прост и, есть опасения, неминуем. По аналогии с тем, как во время пандемии люди много от чего отказались, так и для поддержания климата на приемлемом для жизни уровне – тоже придется от многого отказаться. Речь об отказе от модели «экономики потребления» в принципе. Никакая «зеленая энергетика» в обозримом будущем не сможет обеспечить по тем же ценам такой же уровень потребления, какой сейчас наблюдается в развитых странах. Те, кто не успел стать развитой – ну скажем, африканские государства, где и с парниковыми выбросами все нормально – тот уже опоздал навсегда.

Для начала не надо (речь о развитых странах, повторим) иметь сто пар обуви, галстуков, костюмов и прочего тряпья, которое ни разу порой и не надевается. Не надо покупать столько жратвы (дешево потому что), чтобы потом выбрасывать 20% и более. Не надо менять смартфон каждый год. Не надо их делать такими, чтобы они устаревали через определенное время. И автомобили придется делать крепче и долговечнее. А владение ими – все дороже. И вся бытовая техника и гаджеты, которые в последние десятилетия неуклонно дешевели, теперь – энергопереход же, чек растет – начнут так же неуклонно дорожать. И ваши родители расскажут вам, как они покупали один холодильник на всю жизнь и одну стиральную машину.

Так что чтобы воздух стал чище, небо синим, а погода не взбесилась окончательно, выставляя свои все более внушительные счета за множащиеся природные катастрофы, нам придется жить скромнее. Хорошо, что мы толком так и не успели привыкнуть к «излишнему изобилию».