Фьючерс надежды

О том, помогут ли вакцины победить коронавирус

Георгий Бовт
Политолог
Depositphotos

Людям свойственно мечтать и строить планы. И сколько бы раз эти планы и мечты потом ни рушились, люди таки продолжают. Упертые создания. Тащатся со своими жалкими и светлыми надеждами по жизни, от юбилея к юбилею. Потом устают.
Оглядываясь назад, люди все чаще сокрушаются: а вот тогда надо было бы сделать иначе; а вот в этот момент я, дурак, не туда повернул по жизни, надо было в другую сторону; а вот тогда надо было вообще не поворачивать, а вовремя остановиться. Но даже и в таком состоянии полуразочарования люди продолжают планировать, мечтать и надеяться. Приход осознания, что все тлен — есть начало умирания. Такой «клиент» на ярмарке жизни более не нужен. Он сам себя списал и не будет портить остальным маркетинг.

Все просто: мечты хорошо продаются, надежды еще лучше (они содержат намек на реализуемость). Лозунг «живи сегодняшним днем», синонимичный фразе «утрись, гордый человек» — имеют низкую ликвидность.

Каждый же в душе считает себя именно «гордым». Кроме отпетых закомплексованных лузеров, но и у тех внутри может что-то восстать при должной стимуляции (Дзюба — всем пионерам пример, я же не мог не упомянуть эту фамилию, раз пошло такое дело)…

Так вот и с этой чертовой пандемией. С весны нас кормят надеждами, торгуя ими, как фьючерсами на фондовом рынке. Сначала: надо потерпеть две недели, месяц, ну максимум два. Потом — до лета, летом вирус сдохнет от ультрафиолета, а осенью если и будет вторая волна, то не страшная, ведь вирус слабеет, он же не хочет нас всех убить, ему надо что-то «кушать». Потом завели песнь про вакцину. Фьючерс на вакцину поначалу шел очень хорошо. Многие и у нас подумали, что мы этим Sputnik-V закидаем «ковид», как шапками, как Бред Питт коматозников в одном не страшном голливудском ужастике. Шапки для закидывания уже зарядили было по всем каналам, и тут выяснилось, что нас накрыла «неожиданно» пресловутая вторая волна. Хотя нас теперь «успокаивают», что это просто первая такая длинная получилась. И что с того, что нумерация старая?

Вакцинировать в массовом порядке обещали чуть не в конце октября-ноябре, начиная с учителей. В августе, помню, звучала цифра 30 миллионов уколотых до конца года. Сами-то верили торговцы фьючерсом или цену нагоняли?

Не зашло. Провакцинировалась только незначительная часть элиты, чуток в обход общих правил (ну как всегда), и то самые смелые. Теперь нам обещают, кажется, полмиллиона доз в декабре (надо две на человека). На более отдаленное будущее размахивают уже десятками миллионов доз. Примерно так же двигали с высоких трибун планов громадье советские лидеры: мы уже в 1980 году должны были жить при коммунизме. Поэтому пока про десятки миллионов доз – не верю. Нужны мощные биореакторы для масштабирования штучной пока продукции. Хватились – а их нет, массовое производство никто у нас не начал. Говорят, просили уже у Макрона, тот думает. Не верится мне, что даст.

Но «фьючерс надежды» продолжают гонять туда-сюда: мол, надо потерпеть еще пару недель, пресловутое плато уже — вон оно, да как же вы не видите. Должно было настать в октябре, потом в ноябре, теперь наши «моисеи» будут водить нас по коронавирусной пустыне до января, обещая привести на плато, ну вот просто уже «зуб дают».

Мы не одни такие в циничном мире. Везде так. Везде вместо внятных планов и методичных действий – метания, переходящие в панику, ускользание логики в предпринимаемых действиях, нарастание фатализма (будь что будет). Но фатализм, опять же, плохо продается. Надо поддерживать рынок надежд.

И лишь Китай, как большой дисциплинированный муравейник, методично, шаг за шагом обуздал заразу, заодно ударным темпами построив тоталитарное общество полного цифрового контроля.

На минувшей неделе «выстрелил» тандем компаний Pfizer и BioNTeck, всколыхнув фондовые рынки, которые даже не дернулись ни на российскую вакцину от Центра им Гамалеи, ни на китайскую. Уметь надо! «Пфайзеровское» чудо-снадобье якобы дает эффективность 90% (предотвращает заражение в 90% случаях) и разработчики уже готовы наклепать 50 млн доз в этом году (хватит на 25 млн человек) и 1,3 млрд – в следующем. Акции Pfizer взлетели в момент на 15%, потом вернулись обратно.

И – бьют барабаны! – CEO компании Альберт Бурла продает именно на годовом пике стоимости 62% своих акций. Совпадение? Даже и не думайте ничего плохого, уверяют нас. План продажи в рамках политики борьбы с инсайдерской торговлей (по правилам американской Комиссии по ценным бумагам) был согласован по срокам и объемам еще в августе, после чего сделки идут обычно на «автопилоте». Правда, циники вспоминают, как именно в августе одновременно с согласованием плана продажи акций CEO был выпущен пресс-релиз, весьма оптимистично оценивавший перспективы создаваемой вакцины. Фьючерс надежды зашел как нельзя удачно.

Далее начинаются скучные подробности. Выясняется, что для доставки и хранения вакцины от Pfizer нет оборудования в достаточном количестве не только в таких странах, как Индия или Россия, но даже в ЕС и США. Эта вакцина должна транспортироваться и храниться при температуре минус 75-80 градусов по Цельсию. Температура сухого льда минус 78,3, но нужны еще спец-контейнеры разных объемов. Вакцину надо размораживать по особой технологии и использовать в течении пяти дней. Наиболее распространенные системы доставки медпрепаратов по технологии «непрерывной холодильной цепи» рассчитаны на температуры от плюс 4 до минус 18 градусов (отечественная вакцина «Sputnik-V» как раз сделана под такие условия). У нас они тоже есть, слава богу. Но есть и статистика, согласно которой, скажем, по железной дороге температурный режим доставки скоропортящихся грузов нарушается в 65% случаях.

Pfizer работает над порошковой формой, но когда она будет неизвестно. Новая вакцина создана на основе РНК-мессенджера (информационной РНК), которая проникает в гены и заставляет их производить антиген, специфичный для коронавируса. Но!

Человечество еще ни разу не использовало вакцины на основе информационной РНК, и к каким последствиям это приведет через годы, сказать трудно.

Если сравнивать с тем же «Спутником», он создан на основе обычного аденовируса, такая технология опробована десятилетиями и по этой причине, скорее всего, действительно безопасна. Другое дело, что надо еще посмотреть, как она поведет себя при встрече с «короной». Полное окончание испытаний теперь отложено до мая.

Правда, препарат на основе информационной РНК легче масштабировать и можно быстро наладить массовое производство. Вакцина от Pfizer тоже двухэтапная, как отечественная. Однако, согласно уже имеющемуся предварительному опыту, значительная часть вакцинируемых просто не приходит на второй этап (через три недели) или приходит не вовремя. Цифра в 90% эффективности появилась на основе опыта 64 заболевших «ковидом» из 40 тысяч испытуемых. Медицинский регулятор США был готов регистрировать вакцину с эффективностью и от 50% (лучший показатель для вакцин от гриппа 70%), но ждет, пока число случаев заболевания достигнет 164. Так что регистрация препарата, уже успевшего обогатить топ-менеджера корпорации, пока подвешена. Для людей возрастных ее эффективность, кстати, ниже – 80%.

Оценивается только число заболеваний с симптомами. Нет никакой ясности с тем, как будет протекать заболевание у тех, кто все же заразится, что бывает в тяжелых случаях «ковида». Непонятно, как вакцина сочетается с другими заболеваниями, что происходит в случае заражения в промежуточный период между первой и второй прививкой. Наконец, все прелести «пфайзеровской» вакцины были объявлены не в научном журнале, как было с российской (они были оперативно опубликованы в авторитетном Lancet, хотя все равно нам пеняют насчет «вы-фсе-врети»), а всего лишь в пресс-релизе. Но что не позволено русским, то… В любом случае, свои деньги на продаже надежды кто надо уже заработал.

Посмотрев на чудеса капитализации, очнулись наши производители из Центра им. Гамалеи и, в полном соответствии с исконными законами сурового русского пиара, устами своего начальника Александра Гинцбурга сообщили, что эффективность «Спутника» аж 92%. Почему раньше-то молчали? Что происходит с теми заболевшими, кто подхватил заразу после первого укола (такие случаи есть), есть ли случаи заболевания после двух уколов? Вместо информации на эту тему – полная тишина и секретность, как у нас обычно и бывает.

Нет, не научились у нас толком торговать надеждой. Отсутствие, как говорится, транспарентности сказывается и на инвестиционном климате, и на медицинской ситуации. Обыватель, глядя на кошмарные цифры за бугром и видя, что происходит с родственниками и друзьями вокруг, как пропали из аптек важнейшие препараты (по некоторым оценкам, в жестоком дефиците не менее 15% таковых) смутно подозревает, что медицинская система в российской провинции либо на грани коллапса, либо уже в нем. Но полный инсайд обывателю недоступен, а министр здравоохранения прекрасно себя чувствует, его даже не подвергли «просто ротации» (термин не мой – пресс-секретаря президента), как недавно некоторых.

Зато даже обыватель интуитивно понимает, что как более-менее сносное лечение (при всей относительности этого термина, скорее надо говорить всего лишь о поддерживающем уходе), так и вакцинация будут в первую очередь доступна более состоятельным людям и странам.

Одна моя знакомая сокрушалась: как же так, Трампа поставили на ноги за несколько дней, почему нельзя всех так лечить? Потому что «штучный» и до сих пор официально не одобренный курс лечения на основе коктейля из моноклональных антител компании «Regeneron» (его до Трампа прошли всего 275 человек) стоит минимум 100 тысяч долларов. Так и вакцину от Pfizer, теоретически, можно будет привезти в ограниченном количестве для сильных русского мира сего в ВИП-контейнере, например, с жидким азотом.

Ну а далее, если посмотреть на доступные цифры нарастания пандемии и «продаваемые» нам обещания массовой вакцинации, то они наводят на простую мысль о том, что победитель гонки за вакциной уже более-менее известен. Это сам коронавирус.

Ни «Pfizer», ни «Sputnik-V», ни тем более другие вакцины на подходе не будут произведены в таком массовом количестве, которое способно полностью остановить эпидемию, как минимум, до второй половины следующего года (хотя американцы и британцы нас, скорее всего, обгонят по времени начала массовой вакцинации). А по-хорошему, лишь в 2022 году.

С начала пандемии к тому времени пройдет уже полтора-два года. Пандемия «испанки» в 1918-1920 гг. длилась как раз около двух лет. И кончилась сама собой без всякой вакцины, по мере того как большая часть людей переболела. Иными словами, к тому времени, когда будут готовы примерно те 10 млрд доз, которыми с учетом двухразовой процедуры, нужно привить требуемые для «стадного иммунитета» две трети населения планеты, такая вакцина будет уже не очень-то и нужна.

Это все, конечно, не значит, что лично я принадлежу к числу мракобесов-противников всяческих вакцин. Напротив, охотно бы привился тем первым, что будет доступно. Тем же Sputnik-V. Почему? Потому что хочется все-таки прикупить этот чертов фьючерс надежды до времени его экспирации.