Дилетантизм – наше все

Георгий Бовт
Политолог
Самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года Сергей Мамонтов/РИА «Новости»

Всякий раз после какой-нибудь катастрофы наши люди делятся на два лагеря. На «дилетантов» и, условно, «профессионалов». Эти расхождения не относятся к жертвам. По ним просто скорбят. Нынче это легко: «повесил» свечку в аккаунте – и вроде как скорбишь, хотя для кого-то это — показуха.

Так было и с недавней катастрофой «Суперджета» в «Шереметьево». Она «транслировалась» в прямом эфире, так что высказаться по теме мог каждый желающий. Вот видно, как пилот пытается посадить самолет с полными топливными баками и тот «козлит» на полосе, после чего возникает пожар. Вот видно, как спасшиеся люди разбегаются по летному полю, как зайцы, их никто не принимает в заботливые руки, как в фильме «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и других фильмах, где показаны авиакатастрофы. Никакой пены на полосе, никакого эскорта из пожарных машин и «скорых». Ну в общем совсем не как в кино. А люди не привыкли, чтоб не как в кино. И у них по этому поводу много вопросов.

Последовали, как говорят, «скоропалительные выводы». Сначала про самолет с трудной судьбой и неоднозначной репутацией. Который, дескать, больше стоит в ремонте, чем летает. Дескать, и двигатель у него, созданный в кооперации с французами, мягко говоря, по ресурсу не очень. И запасных выходов мало. Да и проблему защиты от молнии в мире давно решили технически (последняя крупная катастрофа была в США в 1963 году с самолетом «Boeing-707», который от удара молнии взорвался в воздухе).

Потом добрались до пилота: ну кто ж так сажает, надо было топливо-то слить, а не паниковать и нос к земле не прижимать. Вот, смотрите, что пишут про нос и уход на второй круг для посадки в случае отскока в инструкциях по пользованию самолетами.

Публика даже бросилась петицию составлять: надо все «Суперджеты» посадить на землю вплоть до окончания расследования. А еще лучше прекратить выпендриваться и строить их себя великую авиационную державу, а летать на «Боингах» с «Эйрбасами», как весь мир. Можно еще на «Эмбрайер», но он бразильский и это будет уже совсем западло. Как будто кто-то там наверху эти петиции читает. Минтранс заявил сразу же: причин приостанавливать полеты нет. Еще бы они были: поставить 106 бортов (столько самолетов этого типа в российских авиакомпаниях) на прикол в летний сезон, — да вы же потом, граждане, сами начнете бухтеть про транспортный коллапс, невозможность никуда улететь и дороговизну билетов.

Тем более, что другая часть общественности – условно, «профессионалы» - тоже не молчат. Их голос слышен с первых минут после очередной катастрофы. И произносит он всегда примерно одну и ту же фразу – строго: «Надо дождаться результатов расследования прежде, чем делать какие-то выводы».

Мол, нечего всяким дилетантам лезть со своими «диванными» рассуждениями в серьезные проблемы. Вот расшифруют специалисты «черные ящики» — и все расскажут. Может быть. Если захотят. Короче, «ждите ответа, ваш звонок очень важен для нас».

Те, кто обычно призывает «дождаться выводов расследования» и не поднимать хайп, как правило, «государственники». И даже охранители. Им в каждом таком «хайпе» видится покушение на устои и происки либерастов, которые пляшут под дудку «вашингтонского обкома». Те, кто лезут с дилетантскими суждениями и призывают закрыть в ангар первый за несколько десятилетий отечественный самолет (хотя он больше, чем наполовину собран из иностранных компонентов), вновь хотят поставить нашу страну «на колени», поклоняются всему западному, в том числе «Боингам». Которые тоже падают и у которых, поставляемых в нашу стран, как известно всякому телезрителю, вмонтированы специальные чипы, которые в час «Х» примут команду из ЦРУ или Пентагона — и самолеты не взлетят. «Дилетанты» и «диванные эксперты, которые ни черта не понимают, подрывают веру людей в правильность действий руководства вообще и назначенных им комиссий по расследованию, в частности. А самолет этот нормальный, любой другой от таких ударов об полосу наверняка бы развалился, а наш выдержал, а более тридцати человек удалось спасти.

Охранители – они на то и охранители, что всюду пытаются – и не всегда безуспешно – найти «якоря», скрепы стабильности, остовы веры, предсказуемости и государственной надежности. Потому как убери их – и что тогда такое наша жизнь?

Сплошное воровство, некомпетентность, пренебрежение правилами и регламентами, криворукость и засилье блатных, в том числе в корпорациях, которые делают космические корабли и самолеты. Поверить в это как тотальное явление – значит поверить в то, что страна идет не туда, загнивает и отстает. А хочется верить, что она идет (вернее, ее ведут) куда надо и шагает в ногу со временем, это как минимум. А как максимум — «мы еще всем покажем Кузькину мать».

Подобный раскол на «диванных экспертов-дилетантов» и сторонников принципа «надо дождаться результатов официального расследования» присущ не многим странам, но нашей — точно. Вот, например, в «пресловутой» (а какая она еще?) западной прессе не доводилось читать призывов официальных лиц к дилетантствующей публике заткнуться и довольствоваться пресс-релизом, когда его соизволят ниспослать. Ждать, что через год скажет официальная комиссия по расследованию. Теракта ли, авиакатастрофы ли, громкого преступления.

«Дилетантствующей публике» в демократических странах не принято затыкать рот, даже если она несет пургу и сеет слухи.

Для рассеивания пурги и слухов есть специально обученные пресс-службы, которые немедленно выходят в эфир и начинают терпеливо объяснять действия служб спасения, а также отвечают на неудобные вопросы прессы, если она рискнет заинтересоваться расторопностью действий тех или иных служб. Отвечают на такие вопросы в том числе и руководители соответствующих ведомств.

В случае, аналогичном аварии с «Суперджетом», пресс-конференции фирмы-производителя и аэропорта шли бы непрерывно. Никто не посмел бы отмахиваться: идите прочь, ждите результатов расследования. Потому что неудобные, порой дурацкие вопросы задают никакие на самом деле не «дилетанты», а избиратели и налогоплательщики.

И если у них начинается паника по поводу того, что новый «Boeing-737-MAX» недоработан и у него «кривой софт», то все 350 бортов лучше посадить на землю от греха и до исправления брака. Хотя, скорее всего, «грех» корпорацию «Boeing» настигнет все равно в виде многомиллиардных штрафов. Кстати, на борту сгоревшего «Суперджета» погиб гражданин США, так что насчет исков и штрафов тут возможны всякие варианты.

Авиакатастрофа в «Шереметьево» попала на видео. А то ведь она могла бы подпасть под недавно принятый закон о наказании за распространение «фейков». Он был принят под впечатлением думского руководства от реакции общественности (то есть «дилетантов») на действия пожарных во время ликвидации пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Паникеры (а также провокаторы) распространяли слухи о немыслимом количестве жертв, которые, слава богу, не подтвердились.

Однако попутно «дилетанты», не дожидаясь результатов расследования, стали задавать крайне неудобные вопросы. О том, как принимался этот ТЦ в эксплуатацию, адекватны ли были действия пожарных, не пытались ли они в первую очередь уничтожить какие-то улики, которые могли бы компрометировать местное МЧС? И так далее. По прошествии короткого времени оказалось, что почти все «дилетантские вопросы», особенно насчет коррупции, были в точку. Сменилось и руководство федеральной МЧС. Правда, на этом уровне коррупцию расследовать не стали, а жаль. «Дилетанты» не дожали. А если бы «диванные эксперты» не задали неудобных вопросов, поставили бы свечку в аккаунтах – и все?

Были и другие случаи, когда мнение «дилетантов» оказалось верным. Так было после катастрофы «древнего» Ту-134 под Петрозаводском в 2011 году. После чего все эти самолеты были сняты с регулярных коммерческих рейсов решением президента Медведева. Так было после катастрофы «Boeing-737» в 2008 году в Перми, когда «дилетантствующая публика» с самого начала утверждала, что пилоты были пьяны и потому потеряли ориентацию в пространстве. Им тогда тоже предлагали ждать результатов расследования. Оно шло годы, факт опьянения был доказан, добились выплат компенсации.

Но далеко не всегда «дилетантам» удается настоять на полном расследовании. Так было после Беслана: комиссия «профессионалов» успешно закопала вопрос об адекватности действий силовиков. Так было после Дубровки, никто так и не узнал, что за газ был использован против террористов, захвативших «Норд-Ост» и почему медики не имели антидота. Сейчас, думаю, мы узнали бы еще меньше подробностей той трагедии.

Те, кого бюрократические вельможи называют «дилетантами» и «диванными экспертами», часто замещают роль, которую должен бы брать на себя парламент и независимый суд. Именно парламент давно должен бы заинтересоваться, каким образом были потрачены десятки миллиардов рублей на разработку «Суперджета», который многим кажется «сырым самолетом», но которого уже понаделали 139 штук. В чьих интересах и по чьему наущению был свернут проект как раз отечественного Ту-334, находившийся в высокой степени готовности? Однако почему-то «компетентные специалисты» не задают таких вопросов, а парламент не начинает расследований. Разве что Матвиенко как-то воскликнула во время выступления министра транспорта в сенате: мол, кому нужен этот «Суперджет», который никто не покупает за рубеж и который больше стоит, чем летает? Вскликнула – и замолчала, вместе со всем сенатом.

Зато активно принимаются законы, которые призваны заткнуть рот ненавистным «диванным экспертам», они же избиратели и налогоплательщики. С точки зрения властей, они должны летать и ездить на том, «что дают». Есть те продукты, которые завезли в магазины. Жить там, где живут и не задавать вопросов насчет экологии и даже близлежащей зловонной свалки. Они должны молчать, внимая официальным «экспертам». А если уж суждено им погибать, то родственники тоже должны вести себя тихо. Безропотно. Потому что — кто они такие все? Они все равно ничего не понимают. И жизнь их ничего не стоит.