«Успехи», которые не по карману

Георгий Бовт
Политолог
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю»

«Хватит их кормить», — эта фраза становится одной из ключевых в отношении общества к внешней и внутренней политике страны. Примерно такой слоган бытовал накануне распада СССР, когда ряду республик, начиная с РСФСР, стало казаться, что они кого-то «перекармливают», — Среднюю Азию, например. Когда денег становится меньше в семье и в стране, начинаешь болезненно относиться к случаям, когда они уходят не на то и не на тех. Самому нужнее.

Росстат сообщает, что в прошлом году реальные доходы россиян падали уже пятый год подряд. Это и без Росстата чувствуется. Особенно на фоне фонтана «креативных идей» на тему, как бы с людей и бизнеса собрать еще какой-нибудь побор. Хоть по мелочи. Как в том анекдоте – «сто старушек по рублю – глядишь, уже приличная сумма». Так, на днях в Совфеде додумались (автор – та же сенатор Бокова, которая соавтор проекта об ответственности за «оскорбление власти»), чтобы за деньгу небольшую заставить нас регистрировать все, что способно входить в интернет. Это и планшеты, и компьютеры, и современные счетчики по учету услуг ЖКХ, и охранная сигнализация, и телевизоры, и «умные часы». Власти готовятся к приходу в нашу жизнь «интернета вещей»: над вами за ваши же деньги будет установлен тоталитарный контроль. Заодно и казна пополнится.

А еще НДС повысили (вместе с ценами), а еще бензин дорожает, и правительство говорит, что сдерживать цены уже не надо, — невидимая рука рынка все наладит. А кое-где за парковку теперь придется платить, как в Лондоне. И да, молоко теперь не по литру разливают, а меньше, а яйца в коробку не десяток кладут, а одно «налево» сносят. Все одно к одному. Обложили, демоны, как было сформулировано, еще когда рыночной экономики у нас не было, а всякое предпринимательство каралось в уголовном порядке. А еще по телевизору на больных детей-граждан вставшей с колен России собирают СМС-пожертвованиями на лечение, притом не только за границей, но и у нас, где медицина считалась бесплатной.

И вот тут нам сообщают печальную весть: наш большой друг венесуэльский президент Мадуро, похоже, того-с. Вот-вот политически откинется. Ясен пень, виноваты во всем подлые «пиндосы». Это они сплели заговор, они попрали международное право и лезут грязными руками в суверенные дела близкой нам (политически) страны, это они науськали «пятую колонну», хотя бы она представляет собой законно избранный парламент. По прежним временам в такой ситуации быстро бы по всей стране огромной собрали гневные массовые митинги трудящихся прямо в литейных цехах и у сборочных конвейеров под лозунгами «Руки прочь от боливарианской революции!» Я же помню, как мы переживали в 1973 году за свергнутого подлым Пиночетом чилийского социалиста-экспериментатора Сальвадора Альенде. И вот опять.

Но как-то не видно, чтоб закипал возмущенный разум российского обывателя от попрания международного права. Разве что наш МИД остро и точно, как всегда, уличает коварные происки Вашингтона. Наши власти не приветствуют идею о том, что какой-то режим может зашататься и пасть под влиянием внутренних причин в большей степени, чем наущений «вашингтонского обкома».

А уж идея о том, что народ имеет право на восстание, когда жизнь становится невыносима – так и вообще кажется политической ересью. Как во времена Священного союза консервативных монархий Европы в ХIХ веке.

А ведь чего только не навытворяли с экономикой страны Мадуро и его выдающийся предшественник Уго Чавес. И добились своего: в стране настал экономический коллапс, даже гуманитарная катастрофа. В свободной продаже нет ничего, инфляция – более полутора миллиона (!) процентов. За участие в разгоне массовых митингов военных поощряют рулонами туалетной бумаги, которой в продаже тоже нет. 3 млн человек (10% населения) сбежали из страны от голода, дефицита и безработицы. Кормилицу-нефтянку революционные пассионарии тоже сумели добить: экспорт (90% доходов страны) упал в три раза, а добыча в два. За время правления Мадуро экономика рухнула наполовину. А сравнительно недавно Венесуэла была на третьем месте в мире по доходам на душу населения, обладая (и сегодня тоже) крупнейшими в мире разведанными запасами нефти.

И вот в это «экономическое чудо», узнает обыватель одновременно со вышеприведенной сводкой Росстата, силами российского государства (кредиты) и госкомпаний мы вложились на $17-18 млрд. Это 1,1 трлн рублей по нынешнему курсу. Для сравнения – бюджетные расходы России на здравоохранение в этом году 429 млрд рублей, на образование – 653 млрд рублей. То есть и на то, и на другое «за счет Венесуэлы» можно было бы удвоить.

Эти деньги утеряны, скорее всего, безвозвратно. А вы (мы) держитесь. Трудно представить, что при таком разгуле экономического кретинизма и коррупции, которые царят в этой стране, нам вернут кредиты. А новые власти, скорее всего проамериканские, вряд ли будут миндальничать начет обязательств Мадуро перед Москвой, которая его поддерживает даже теперь, когда ясно, что режим обречен. По сравнению с этим жалкие $3 млрд, которые мы выдали «на дорожку» Януковичу, когда его падение виделось неизбежным, — сущие копейки.

До каких пор мы будем по всему миру поддерживать маргиналов и лузеров? Лишь за то, что они нещадно ругают Америку, признают независимость Южной Осетии и Абхазии, а в ООН голосуют вместе с нами. Ну сколько можно?!

В советские времена было то же самое. С той разницей, что СССР платил таким, порой совершенно людоедским режимам, лишь за то, что те провозглашали «социалистическую ориентацию» и клеймили мировой империализм. Мы десятилетиями поддерживали, к примеру, Кубу, экономическая политика которой была немногим более вменяемой чем то, что проделали в Венесуэле Уго Чавес и Николас Мадуро. Чего мы добились там? Что теперь, после того как мы ей списали последние пару десятков миллиардов долга, она с чистой совестью отдастся в руки западных инвесторов. Впрочем, мы готовы вложить еще 2 млрд евро в реконструкцию ее железных дорог. С нашими-то дорогами все давно в порядке, и скоростные поезда бороздят бескрайние просторы.

Мы вбухали миллиарды в «прогрессивные» африканские и арабские режимы. А Нечерноземье все глубже погружалось в разруху, от которой, кажется, так и не оправилось после коллективизации и Великой Отечественной войны. В постсоветское время мы «простили» долгов нам не менее чем на 130 млрд долларов. Мы в таких объемах иностранных инвестиций в свою экономику не видели никогда и не увидим очень долго.

Почему мы позволяем себе столь дорогостоящую, с претензией на великую, но непонятную Миссию внешнюю политику, когда экономика России уже который год не растет, инвестиций нет, а доходы населения падают? И та же медицина, давно перестав быть бесплатной, становится все более недоступной большинству россиян?

Не знаю — и никто не знает, — какой ценой нам далось сохранение у власти Башара Асада. Во всяком случае исламисты из нашей страны от этого никуда не делись. Чему есть почти каждодневные свидетельства. Скажу совсем крамольную вещь. Мы уже не первый год боремся с расширением НАТО. Безуспешно, но весьма дорогостоящим образом. Однако с чего, собственно, надо верить в то, что это самое НАТО всерьез собиралось и собирается на нас нападать, а там просто кто-то не наживается на эксплуатации тезиса о «русской угрозе»? Что надо вообще верить во все эти страшные внешние угрозы, о которых каждый день талдычат по телевизору? Может, во всем этом есть какой-то другой интерес, как в той же Венесуэле?

Знакомый финансист рассказал байку. Некая иностранная финансовая структура, которой российский жалкий рынок в объемах рынок не очень интересен, давно бы уже отсюда, наверное, свалила. Но местный менеджмент отговаривает иностранное начальство, доказывая перспективность нашего рынка. «Интересы менеджмента» — вот ключевой термин. Это ведь примерно одни и те же люди стоят за выдачей безнадежных кредитов очередному «геополитическому союзнику», а затем — за их списанием. Под пафосные разговоры про большую геополитику и как мы «уделали пиндосов». Эти люди торгуют фейками, рассказывая, как мы «закрепили свои интересы» в какой-то отдаленной точке земного шара.

Но где капитализация этих интересов для самих россиян? Почему на фоне внешнеполитических побед и успехов, как нам рассказывают, наша жизнь становится все дороже? Почему из социальной сферы и экономики изымают огромные средства на геополитические амбиции, которые могли бы пойти на развитие нашей страны, а не на выполнение каких-то сказочных обещаний очередного революционера-анти-американиста перед своими фанатами?

И вместо того, чтобы возить ту же венесуэльскую нефть на переработку на НПЗ Индии потому, что так придумалось менеджменту компании, можно вспомнить, что после распада СССР в нашей стране не было построено ни одного современного НПЗ вообще.

Трамп пришел к власти в Америке на волне антиглобализма. Это волна поднимается по всему миру. Не минует она и нас. Не факт, что появится политик, который всерьез предложит построить стену между нами и Средней Азией для защиты от мигрантов. Но вот что точно все больше раздражает — это бесконечные обсуждения на телевизионных ток-шоу проблем других стран на фоне не решаемых годами проблем у нас дома.

Внешнеполитические успехи все хуже «продаются», как в свое время «Крым наш». И «Минск наш» уже точно не нужен. Потому что опять за наш счет.

России не повредила бы порция изоляционизма в хорошем смысле, снижение ее внешнеполитической и, главное, военной активности в мире. Надо сосредоточиться на домашней работе. Венесуэлой и прочими маргиналами пусть занимается дядя Сэм, у него денег пока много. Мы этим режимам платили за антиамериканскую риторику. А это — неликвидный товар. Его в холодильник не положишь и на хлеб не намажешь. Людям надоедает кормежка геополитикой.