Страх перед духовным ростом

О том, почему людей раздражают коучи

Юрий Мурадян
Психолог, коуч
Даша Зайцева/«Газета.Ru»

Начну свой текст со слов Гете: «Ничто так не выдает человека, как то, над чем он смеется». Что ж, Гете был не только выдающимся мыслителем, но и, по моему глубокому убеждению, величайшим психологом и знатоком человеческой души.

В психологии есть понятие «тень»: это когда человека буквально раздражают качества другого, которые чаще всего есть в нем самом и с которыми, вероятно, он пытается безуспешно бороться. Человеку в принципе свойственен глум и желание подтрунить над другими. Особенно это проявляется в моменты, когда его поддерживают собратья. Коллективный глум – это как коллективное помешательство. Не всегда то, над чем издевается или смеется общество, как мы помним из исторических примеров, действительно смешно или плохо. Смеялись, например, над Коперником с его гелиоцентрической системой мира. Или архетипы и архетипические образы Юнга многие уважаемые психологи считали чуть ли не мистификацией.

Ксения Собчак на днях опубликовала пост, в котором предложила свой топ слов-маркеров, после которых, как она считает, нужно срочно убегать от собеседника, «пока он не продал вам магический коучинг». То есть если ваш визави сказал: «Я в потоке» – с таким человеком общаться не стоит. В ее посте огромное количество стоп-слов, по которым Собчак предлагает определить некоего изгоя, общаться с которым – дурной тон. Как и следовало ожидать, журналистку поддержали тысячи подписчиков. Они, будто соревнуясь в цинизме, генерировали предложения, состоящие из этих самых маркеров, и, стоит отметить, в некоторых случаях получалось и правда смешно.

Но вот что не смешно. Дело в том, что большинство слов, которые не рекомендуется употреблять рукопожатным людям, – это слова из лексикона коучей и психологов. То есть целого профессионального сообщества. Собчак, вероятно, намекает на то, что коучи и психологи – нечистые на руку люди, проходимцы и аферисты.

В любой профессиональной среде есть те, кому стоит развить свои компетенции, кто только начал работать; есть и те, кто злоупотребляет обещаниями. Но есть настоящие профи, помогающие огромному числу людей. Профессиональный (именно профессиональный) коуч – это человек со специальным образованием, различными уровнями аккредитации, а чаще всего – с несколькими образованиями, в том числе психологическим, экономическим, медицинским.

Есть одна расхожая истина, которую знает даже ребенок. По-настоящему счастливый и самодостаточный человек вряд ли станет обращать внимание на свою персону, обесценивая при этом работу и мировоззрение других. Это такой незыблемый психологический закон: мы транслируем вовне то, что у нас внутри (см., как говорится, высказывание Гете в начале текста). И Ксения Собчак, и тысячи других блогеров, журналистов и прочих, кто так или иначе работает с медиа, уже давно обкатали этот формат, за которым, к сожалению, увлекаются тысячи их подписчиков.

В день, когда вышел этот пост, огромное число людей спросили меня в директе, что же я думаю по этому поводу. Оно и понятно. Я позиционирую себя как коуч и те слова, что Собчак считает неупотребимыми, часто использую со своими клиентами.

Изумляет также то, что Собчак веселят научные понятия. Например, состояние потока – это не пустые слова, к которым апеллируют вездесущие бизнес-консультанты, которых она так рьяно избегает. Это целая научная концепция, предложенная американским психологом, профессором психологии Михаем Чиксентмихайи еще в 1975 году и прошедшая с тех пор огромную научную трансформацию. Этому термину посвящены работы замечательных психологов и психотерапевтов, но Ксении Собчак от «состояния потока» почему-то весело и одновременно страшно, и это заставляет ее «сворачивать разговор и бежать». Это примерно так же, как если бы журналистку смешили такие понятия, как теория относительности или принцип неопределенности Гейзенберга.

Но таково ее и тысяч других людей мировоззрение. Однобокий и непротиворечивый мир, наверное, не был бы таким прекрасным, если бы не был таким разным. И я как коуч вижу прекрасность этого мира, в том числе и за счет существования Ксении и ее профессионального сленга, в том числе высказываний вроде «за Русь – усрусь».

У меня нет цели спорить с Собчак или с огромным числом людей, которые по каким-то причинам (иногда объективным) не доверяют коучам и психологам или сторонятся их. И я сам прекрасно вижу, что наша профессия, как и все новое (имею в виду российский рынок) претерпевает различные трансформации и в нее порой попадают случайные люди. В России вообще ко всему новому отношение довольно настороженное. Обращаясь к тем, кого смешат слова «принятие», «ресурс», «высокие вибрации» и прочее, хочу спросить: а что плохого в духовном росте? Быть в моменте – это потрясающее состояние, когда мы живем осознанно и совершенно ясно понимаем, для чего мы живем, что сейчас чувствуем, замечаем окружающую действительность, а не бежим сломя голову в будущее, сторонясь реальности, происходящей сейчас.

Почему стало модным сторониться светлых эмоций, строить из себя сноба и мизантропа? Ведь мы – существа социальные и, как ни крути, хотим быть счастливыми и жить в мире, где больше радости, чем страданий. Все остальное – лишь психологическая защита, скрывающаяся под маской неисправимого циника.

Мы живем в довольно мрачное время. Пандемия коронавируса показала, что нам необходимо меняться. В будущем, когда искусственный интеллект и высокие технологии практически не оставят места для нашего Я, разве плохо быть духовно наполненным человеком? И именно духовная наполненность станет тем самым островком отдохновения, в который будет стремиться человек. И ничего страшного в випассане, которая также вошла в стоп-лист Собчак, нет. Это замечательная практика, которую в одной из своих книг рекомендовал Юваль Ной Харари.

Так вот, возвращаясь к Гете. То, над чем мы смеемся, иногда нам необходимо. Мы смотрим в свое сегодня и в свое завтра, и многим из нас делается страшно. Страшно не отдельному человеку. Страшно целому обществу.