Для начала в рамках эксперимента, который продлится год, планируется оценить удобство цифрового сервиса, чтобы впоследствии доработать и дополнить новыми услугами. Но путь к дебюрократизации ведения бизнеса очевиден уже сейчас: о стоянии в очередях или беготне по кабинетам стали забывать даже предприниматели старой закалки.
Для предприимчивых зумеров такие сущности и вовсе становятся архаикой: чем-то сродни пейджеру и кнопочному телефону. Время — в данном случае, это не только деньги, это еще и экономия материальных и творческих ресурсов, что особенно важно для начинающего бизнеса.
Легкий старт — один из ключевых запросов от самого бизнеса к правительству и органам власти. Путь к нему был тернист и стал результатом долгой и кропотливой работы с экспертами, банками и ведомствами. Но результат себя оправдывает. Согласно эксперименту, при подготовке документов для регистрации бизнеса заявителю теперь необходимо просто выбрать банк, дать согласие на удаленную выдачу электронной подписи для открытия счета и направить документы для регистрации бизнеса и открытия счета через электронные сервисы ФНС России или сервис банка-участника эксперимента.
Параллельно — для подтверждения своей личности — ему нужно будет пройти идентификацию через «Госуслуги» и т.н. ЕБС (Единую систему идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных). В дальнейшем сервис обеспечит бесшовное взаимодействие государственных и коммерческих систем (т.е. бизнесмену не нужно подавать одни и те же документы в разные инстанции несколько раз).
Конечно, когда ряд услуг объединяются для решения одной ситуации (в данном случае — для открытия бизнеса) — необходим взаимоувязанный анализ показателей качества каждой услуги. Здесь имеют значение и сроки оказания каждой услуги, число ошибок, жалоб и претензий, включая судебные. На этапе эксперимента каждый такой показатель будет автоматизировано и непрерывно анализироваться, в том числе на предмет технических и процессуальных сбоев. Хочу заверить, что наш Центр стратегических разработок готов помочь ФНС и Минфину в этом анализе.
Ориентация на комфорт в получении государственных и ряда коммерческих услуг приведет на путь бизнеса немало интересных людей и проектов. Это как первый раз устраиваешься на работу и один из факторов, который подкупает людей при прочих равных — простота входа в профессию. Новая услуга станет еще одним важным шагом к развороту государственной машины лицом к человеку и бизнесу, к решению самых насущных задач и проблем.
В России ежегодно появляется около миллиона субъектов МСП, поэтому можно предположить, что услуга «Старт бизнеса онлайн» будет востребована, всесторонне опробована и позволит ответить на вопрос: что же еще нужно для легкого старта. Если эксперимент будет признан успешным, то через год мы должны увидеть новый цифровой продукт с еще большим набором электронных услуг.
Автор: директор Центра мониторинга и нормативного регулирования государственных услуг ЦСР Алексей Рябов