Как защитить детей в интернете

Команда Молодежного цифрового омбудсмена создаст мультимедийного персонажа для «защиты» детей в цифровой среде

Depositphotos
Молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев – об истории и первых этапах реализации инициативы по созданию мультперсонажа, который бы предупреждал маленьких пользователей Всемирной паутины о негативном контенте и повышал уровень их цифровой грамотности.

Представьте ситуацию: вы спокойно проводите свой вечер в интернете, ищете материалы для учебы, смотрите полезные видео, выбираете хороший фильм. Неожиданно в поисках нужной информации вы попадаете на незнакомый ресурс, а там… реклама казино, всплывающие окна «Вы выиграли миллион рублей!!!», контент 18+, изображения смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы, сцены жестокости, физического и психического насилия и прочее.

Это вполне обычный случай, происходивший хотя бы раз с любым активным пользователем сети.

Скорее всего, вы быстро закроете ресурс и больше на него не будете заходить. Но что, если вы ребенок? Что, если вы пользуетесь интернетом в первый раз и многое для вас незнакомо? Кто предупредит вас о том, что с таких ресурсов лучше уйти? Такую проблему я озвучил на обсуждении проекта обновленной Концепции информационной безопасности детей, прошедшем в сентябре 2021 года в Общественной палате РФ.

В качестве одного из возможных решений команда МЦО предложила создать мультимедийного персонажа, который помогал бы детям самостоятельно обеспечивать свою безопасность в цифровом пространстве: в доступной форме рассказывал бы о рисках и угрозах, о том, как их предотвращать, защищаться от них и не попадаться в сети злоумышленников, используя самые простые, базовые правила цифровой гигиены.

Мне кажется, что наиболее эффективный способ борьбы с негативным контентом в сети – доступное и яркое просвещение.

Чтобы узнать, насколько такая инициатива будет интересна самим молодым людям, команда омбудсмена с 22 сентября по 6 октября 2021 года провела опрос в социальных сетях.

Мы спросили у пользователей, считают ли они появление такого персонажа необходимым и (в случае положительного ответа) попросили уточнить, должен ли это быть герой сказок, мультфильмов, видеоигр, комиксов или придуманный «с нуля» персонаж. Всего в опросе приняли участие 1 516 пользователей. В голосовании очень активно участвовали представители молодежи (61% всех проголосовавших), доля взрослой аудитории составила 39%.

Большинство опрашиваемых положительно восприняли инициативу. На вопрос «Нужен ли персонаж, предупреждающий детей о негативном контенте в сети?» 930 человек ответили «ДА», 590 сказали «НЕТ» такому предложению.

Бóльшая часть пользователей посчитала, что персонаж должен быть героем мультфильма (35,7%) или сказки (26,4%).

Таким образом, «победил» герой мультфильма.

На основании этих данных мы решили двигаться дальше. Перед нами стояла задача исследовать опыт мультипликационных проектов, выявить лучшие практики подачи просветительского материала и способы вовлечения детской аудитории, чтобы затем интегрировать их в «нашего» мультипликационного героя интернета.

Мы проанализировали огромное количество обучающего контента для детей, составили подробный обзор отечественных просветительских мультипликационных проектов, затрагивающих тему цифровой грамотности, и подробно разобрали героев: их поведение, образ, ключевые посылы. Среди таких персонажей были как широко известные и любимые детские герои – Фиксики, Смешарики, Маша и Медведь, Кот Матроскин и Шарик, так и менее популярные и недавно созданные герои.

Основной вывод: на данный момент персонажи, которые используются для подачи материала о цифровой безопасности и гигиене, чаще всего являются эмоционально нейтральными.

Их роль заключается в красочной «упаковке» сложной для усвоения информации. Такие герои – роботы, животные и ни на кого не похожие персонажи, – не склонны проявлять обычные человеческие эмоции. Некоторые из них даже не разговаривают.

Однако встречаются и хорошо проработанные персонажи, наделенные целым спектром черт, эмоций, моделей поведения.

Такие герои позволяют экстраполировать сюжет мультфильма на жизненные ситуации и делать из этого соответствующие выводы. Как правило, такие герои действуют в команде, что позволяет создавать сюжетные линии.

Однако подобные мультипликационные проекты чаще всего носят общепросветительский характер. Повестка интернета, цифровой гигиены и безопасности в них, конечно, поднимается (сюжеты постоянно актуализируются), но чаще мельком, в отдельных эпизодах. Такие проекты призваны повышать общий уровень грамотности и осознанности детей.

Нам же предстоит создать такого персонажа или команду персонажей, которые, с одной стороны, вызывали бы сопереживание у аудитории, а, с другой, были бы сосредоточены на профильной теме – безопасности детей в цифровой среде. Такой персонаж может фигурировать и в комиксах, приложениях, играх, мультфильмах и т.д.

Мы уже начали двигаться в этом направлении. Команда Молодежного цифрового омбудсмена начала тесное сотрудничество с недавно созданным Альянсом по защите детей в цифровой среде. В скором времени планируется запуск в социальных сетях нового расширенного опроса о характеристиках создаваемого персонажа. Пожелайте нам удачи в реализации этого проекта!

Автор — Молодежный цифровой омбудсмен.