Антикризисная поддержка строителей

Надежда Кулакова
Depositphotos
Российские города - от мала до велика - активно приступили к созданию качественной городской среды согласно профильному федеральному проекту. Для людей повсеместно создается качественная инфраструктура, более 83 тыс. объектов благоустроены, отметил премьер-министр Михаил Мишустин во время осмотра экспозиций выставки «Город и вода» на форуме «Среда для жизни: город и вода» в Нижнем Новгороде. Однако задействованная в вопросе строительная отрасль одновременно сталкивается с серьезными проблемами, связанными с ростом цен на стройматериалы. Чтобы возведение инфраструктурных объектов в регионах не останавливалось, Мишустин недавно подписал постановление, по которому с 21 августа стало возможным увеличивать цену строительного госконтракта до 30%. Правда, чтобы подрядчики не злоупотребляли такой возможностью, предусмотрен ряд условий, объясняет эксперт Института строительства и ЖКХ НИУ ВШЭ Надежда Кулакова.

По общему правилу при заключении госконтракта цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения. При этом удорожание строительных материалов рассматривается с позиции предпринимательского риска подрядчика. Важно отметить, что в 44-ФЗ, уже достаточно давно была закреплена возможность изменения существенных условий госконтрактов в части увеличения его стоимости до 30%, однако до принятия решения Правительством РФ эта законодательная норма не работала. Отсутствовали конкретные механизмы, условия и основания.

Для изменения стоимости строительства объектов должны быть одновременно учтены несколько условий.

Во-первых, неисполненный контракт должен быть заключен до 1 июля 2021 года. Во-вторых, срок действия контракта должен составлять минимум 12 месяцев и не может увеличиваться. В-третьих, объемы работ в соответствии с проектной документацией не должны меняться. Ну и в-четвертых, подрядчик обязан письменно обосновать необходимость корректировки цены контракта.

Еще одним из сдерживающих факторов, по нашему мнению, является предел лимита бюджетных обязательств.

К примеру, заказчики не вправе заключать соглашение о внесении изменений в контракты в части увеличения цены, пока в большую сторону не будут изменены бюджетные лимиты. На практике, в связи со сложной структурой бюджетного процесса, срок доведения лимитов может затянуться и тем самым не совпасть с текущими финансовыми потребностями у подрядчиков, что до тех пор влечет за собой невозможность заключения соглашения об увеличении стоимости строительства.

Что же касается обоснования факта удорожания строительных ресурсов, то подрядчик должен предоставить заказчику подтверждающие документы (коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов, заключенные для исполнения иных контрактов с ценами, которые действовали на дату заключения контракта и на дату выполнения расчета). Исключение сделано для строительных ресурсов, поставляемых единственным поставщиком.

Нельзя исключать существующие риски для обеих сторон, связанные возможными претензиями контролирующих органов, которые могут признать увеличение цены необоснованной. Поэтому в отношении изменения в большую стороны цены госконтрактов стоимостью от 100 млн рублей и более предписано проведение повторной госэкспертизы в части проверки достоверности всех обосновывающих смет.

Резюмируя, можно утверждать, что, принятая Правительством РФ мера должна стабилизировать сложное финансовое положение строительных организаций и не допустить остановку отрасли, в том числе не усугубить ситуацию с недостроями.

Автор — эксперт Института строительства и ЖКХ НИУ ВШЭ.