Как работают цифровые регуляторные меры в России и в мире

Ирина Рукавишникова
Reuters
В век широкого развития интернет-технологий развиваются также и киберугрозы: мошенничество, кража персональных данных, буллинг и многое другое. А ИТ-гиганты, обладающие «монополией на жизни» людей, к сожалению, в первую очередь думают о получении прибыли, а не о защите своих пользователей. А значит забота о спокойствии граждан в мире цифры полностью ложится на плечи государства. Как же оно должно обеспечивать порядок в Сети и защищать их от произвола цифровых платформ?

Начиналось все с системы штрафов, однако, многие технологические корпорации, такие как Facebook и Google, попросту игнорировали их или оплачивали, но продолжали нарушать законы.

Поэтому российские регуляторы пришли к выводу, что диверсифицированные меры (замедление ресурса, блокировка, запрет рекламы) будут гораздо более эффективными.

Они должны быть направлены прежде всего на финансовое воздействие, выражающееся в ограничении деловой активности.

Вышеперечисленные меры были включены в закон о «приземлении» бигтеха, который вступит в силу 1 января 2022 года. Согласно ему крупные зарубежные ИТ-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей должны будут открыть в России официальные представительства, наделенные всеми необходимыми полномочиями.

У каждой будет личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а на сайте – электронная форма для удобной обратной связи с гражданами РФ и организациями.

Необходимость принятия закона назревала давно.

Он направлен в первую очередь на стимулирование цифровых компаний работать в рамках российского законодательства и соблюдать права граждан. Главным активом любого ИТ-сервиса является его техническая инфраструктура, пользователи и их данные, а также средства коммерциализации своей деятельности. Будь то размещение рекламы на ресурсе или продажа уникального цифрового контента. При этом блокировка работы сервиса, то есть понуждение к исполнению решения через инфраструктуру, это самая крайняя мера, которая к тому же не является самоцелью, так как влечет за собой издержки и для пользователей.

Как неоднократно подчеркивали авторы закона, правовая инициатива создавалась с учетом интересов отечественной ИТ-отрасли.

Его главная задача не подавление иностранных игроков, а выстраивание официального диалога, налаженного механизма взаимодействия и обратной связи ИТ-гигантов с российским государством, организациями и гражданами.

Платить штрафы таким компаниям гораздо проще, ведь, заплатив его, они смогут и дальше нарушать российское законодательство, а на их кошельках это скажется не так уж сильно. А вот новые долгосрочные регуляторные меры могут действительно серьезно ударить по выручке техногигантов, и исчисляться их убытки будут уже миллиардами. По моим прогнозам, компаниям придется соблюдать законы РФ, так как бросать такой «лакомый кусок», как российский рынок, им просто невыгодно.

Другие крупные державы солидарны с Россией в том, что подход к регулированию бигтеха необходимо ужесточать.

Так, например, президент США Джо Байден подписал антимонопольный указ, который существенно усложняет жизнь технологическим корпорациям. Они больше не смогут скупать мелких конкурентов, а предыдущие могут быть пересмотрены.

ЕС тоже не отстает от мировых трендов. В 2020 году Еврокомиссией разработаны значимые правовые инициативы, такие как Закон о цифровых рынках и Закон о цифровых услугах. Исполнительный вице-президент Европейской комиссии Маргрет Вестагер считает, что реформа социальных сетей являются основополагающим факторов в борьбе за цифровые права европейцев и создание благоприятных условий на европейском технологическом рынке.

Автор — первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству