«Искусственный интеллект как основа идеального таможенного регулирования»

Александр Данильцев
Depositphotos
Недавно глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин представил премьеру Михаилу Мишустину реализацию Стратегии развития ФТС до 2030 года. Стратегия принята год назад, в самый разгар пандемии, тем не менее, глава службы уже похвастался некоторыми результатами. Их оценил и порассуждал о дальнейших перспективах работы ФТС директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

Таможенная служба занимается одновременно решением фискальных и правоохранительных задач для государства, с другой стороны, работает в интересах развития бизнеса, создает для него наиболее комфортную регулятивную среду. Стоимость результата этой работы высока: от нее во многом зависит само желание компаний «взаимодействовать с миром».

Для МСП плохие стандарты таможенного администрирования и вовсе могут стать непреодолимым барьером.

Что требуется от хорошей таможенной службы перечислять можно долго, главное: минимизация финансовых и временных затрат компаний, простота оформления грузов, внедрение цифровых и дистанционных технологий. По всем параметрам ФТС за последнее время сделала хороший шаг (если не скачок) вперед.

Но власти понимают, что прогресс не должен останавливаться, а роль таможенной службы все растет и растет.

Российские компании полноценно включаются в системы международного производства, которые сейчас известны как глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС). Они являются основой современной эффективной международной кооперации: технические сложные изделия, к которым мы все так привыкли, производятся из компонентов, произведенных в разных странах и многократно пересекающих границы.

Чтобы справиться с этой реальностью, у ФТС нет иного пути к эффективности, кроме мощной цифровизации.

Как мы узнали из недавней встречи в Правительстве в России быстро расширяется сеть центров электронного декларирования. Уже создано 16 таких центров, это значительно увеличило число оформляемых деклараций, причём значительная доля из них регистрируется и выпускается в автоматическом режиме.

Еще более амбициозная задача - создание т.н. «интеллектуального пункта пропуска» тоже претворяется в жизнь.

Он обеспечит бизнесу безостановочное прохождение партий товаров для большинства ввозимых и вывозимых грузов. Таможня для этого должна укомплектоваться передовым высокотехнологическим оборудованием, например, для автоматического получения и анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов.

Не в будущем, а в настоящем внедрение систем искусственного интеллекта обязательно станет основой «идеального» таможенного регулирования, когда добросовестной участник торговли просто-напросто «не замечает» таможню и забывает о ней.

При этом подозрительные и недобросовестнее операции каким-то образом выявляются и становятся предметом детального рассмотрения, но и то - с минимальными издержками для всех сторон.