На протяжении последних десяти лет такие компании, как Amazon, Facebook и Google, доминировали на глобальном цифровом рынке, расширяя сферы влияния и уничтожая конкурентов. Даже когда пандемия нанесла ущерб всей мировой экономике, технологические корпорации процветали – на пять ведущих технологических компаний сейчас приходится более 20% от общей стоимости S&P 500 (фондовый индекс США).
Успеху техногигантов во многом способствовали предшествующий период сверхнизких процентных ставок и повсеместно слабое антимонопольное регулирование. Сделки, подобные слиянию Facebook и Instagram, лишь укрепляли всеобщую уверенность в том, что бигтех может подавить любую конкуренцию и сохранить доминирующее положение.
Не менее ловко цифровые компании ловко пользовались собственным сетевым эффектом: если бы в Facebook было зарегистрировано несколько человек, платформа не имела бы особенного веса, да и особенного смысла. Однако, когда там 2,85 млрд пользователей – онлайн-площадка имеет огромное влияние на все человечество. Тот же принцип лежит в основе триумфов Google и Amazon.
Очевидно, что бигтех слишком долго обманывал общественность за счет своего масштаба.
Очевидно и то, что монополизация мешает развитию рынка и технологий. И если не усмирить монопольные аппетиты на законодательном уровне, цифровая отрасль придет в упадок – новых стартапов будет становиться все меньше, а кошельки бигтеха все толще.
Государственная антимонопольная политика десятилетиями оставалась незаметной. Даже в США, на родине бигтеха.
Но последние заявления властей самых разных государств недвусмысленно дают понять, что у регуляторов наконец-то появился четкий план, как переломить сложившийся ход вещей. Джо Байден назначил на пост главы Федеральной торговой комиссии ярого критика ИТ-компаний Лину Хан. В Брюсселе вопросами конкуренции заведует еврокомиссар Маргрете Вестагер, не раз уже заявлявшая о необходимости жесткого регулирования деятельности технологических корпораций. В Азии правительство Китая также сосредоточило свое внимание на деятельности ИТ-монополий.
Помимо того, что крупные технологические компании фактически «присвоили» себе цифровой рынок, они еще и безраздельно завладели вниманием пользователей.
Но, судя по всему, потеряли контроль за распространяемым контентом. Согласно последнему исследованию социальных сетей, представленному Общественной палатой РФ, цифровые платформы не справляются с потоком деструктивной информации, ежедневно циркулирующей в Сети. Возглавляют «антирейтинг» все те же крупнейшие онлайн-платформы – Facebook, YouTube и Twitter.
Вполне вероятно, что благополучие технологических компаний может пострадать по их же вине.
Пользователи интернета не могут рано или поздно не прийти к выводу, что соцсети манипулируют их сознанием и навязывают им деструктивный контент при помощи рекомендательных сервисов, которыми полностью управляют. А сокращение аудитории – основного «товара» онлайн-платформ – ударит по их стоимости еще сильнее, чем антимонопольные иски.
Автор — член комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, директор «Лиги безопасного интернета».