С точки зрения административно-территориального устройства, Курильские острова разделены на три муниципальных образования: Южно-Курильский, Курильский и Северо-Курильский городские округа. Остров Итуруп, о котором идет речь в рамках создания новой территории с преференциальным режимом, находится на территории Курильского городского округа (столица – город Курильск). Это очень малонаселенная территория. По данным Росстата, на 1 января 2020 года общее число жителей во всех трех муниципальных образованиях составляло 20,9 тыс. чел. (4,3% населения Сахалинской области или 0,014% населения России). В Курильском городском округе проживали только 6,5 тыс. чел., из них в Курильске – только 1,5 тыс. чел. Все население в трудоспособном возрасте составляет только 4,4 тыс. чел.
В Южно-Курильском и Северо-Курильском округах преференциальный режим уже действует. В 2017 году на их территории была создана ТОР Курилы (всего на Дальнем Востоке таких территорий 23). По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, за четыре года в ТОР пришло четыре резидента, которые создали 1,6 тыс. новых рабочих мест. Правда большая часть поддержки пришлась на уже работавшие на Курилах предприятия в рыбопереработке.
Кроме того, на территории 22 муниципальных образований Дальневосточного федерального округа действует особый режим таможенного, налогового и административного регулирования «Свободный порт Владивосток». В частности, в Сахалинской области такой режим работает в Корсаковском городском округе и Углегорском районе.
Поэтому создание на Курилах территории с особыми таможенными и налоговыми условиями – не экстраординарное событие, а скорее выравнивание условий для привлечения инвесторов на всей территории Курильских островов (ведь получалось, что последние несколько лет Курильский городской округ был в несколько худшей позиции по сравнению с соседними муниципалитетами).
Резиденты территорий с преференциальными режимами получают разнообразные льготы, состав которых разнится не только в зависимости от типа зоны, но и от возможностей субъекта и муниципального образования по предоставлению региональных и местных преференций. Как правило, в набор входят льготы по налогу на прибыль, землю, имущество организаций, снижение ставок по страховым взносам с 30,2% до 7,6%, административные преференции.
Насколько все это нужно инвесторам на Курилах?
Ключевая проблема реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке – объективно высокие издержки ведения бизнеса. Курилы (вместе с другими территориями Сахалинской, Магаданской областей, Камчатки и Чукотки) находятся в самом трудном положении из-за отсутствия сухопутной связи с другими территориями Российской Федерации и зарубежных стран и сложных природно-климатических условий. В эти регионы приходится завозить практически всё: топливо, продукты питания, строительные материалы и др. Прожиточный минимум в Сахалинской области в 1,4 раза больше среднероссийского (а жизнь на Курильских островах еще дороже, чем, скажем, в Южно-Сахалинске). Курильский городской округ относится к территориям Крайнего Севера, а повышающий коэффициент к заработной плате здесь максимальный – 2,0. Все это прямо или косвенно сказывается не себестоимости производимой здесь продукции.
Предоставление преференций для предпринимателей здесь — это попытка хоть как-то снизить издержки ведения бизнеса. Тем более, что было заявлено об исключении финансовой посреднической деятельности, производства подакцизных товаров и вылова ценных биоресурсов из состава отраслей, которые получат поддержку.
Главный вопрос, как будут локализованы эффекты от создания новых предприятий (если и когда таковые появятся). Общая проблема реализации большинства инвестиционных проектов на Дальнем Востоке – слабое вовлечение местного населения. Инвесторам легче и эффективнее использовать вахтовых работников, нежели долго обучать местных жителей.
Допустим, что создание новой территории позволит привлечь дополнительно сопоставимый объем инвестиций в Курильский городской округ, что и ТОР Курилы. В этом случае объем инвестиций в основной капитал в муниципальном образовании удвоится: по данным Росстата, суммарные инвестиции на территории Курильского городского округа в 2016-2020 годах составили 9,4 млрд. руб. в номинальных ценах, а объем инвестиций в ТОР Курилы, по данным Корпорации развития дальнего Востока, 9,6 млрд руб. С оценкой влияния новых рабочих мест гораздо сложнее (как раз из-за локализации и вахты).
Но в данном случае даже несколько сотен новых мест приложения труда для муниципалитета будут значительным результатом.
Создание преференциального режима, это, прежде всего, не дополнительные расходы на привлечение бизнеса, а недополученные доходы государства. Заявление Премьера о возможном снижении или освобождении от НДС, налога на прибыль, имущество, землю, транспортные средства, говорят о том, что федеральные и региональные власти готовы отказаться от части доходов в пользу снижения издержек для предпринимателей, при этом сохранение НДФЛ, который является основным источником собственных доходов для муниципального бюджета (четверть всех доходов бюджета Курильского городского округа в 2020 году пришлось именно на НДФЛ), должно дать муниципалитету хоть какие-то позитивные результаты.
Автор — директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.