В сегодняшнем российском законодательстве существует определенный пробел, не позволяющий зафиксировать это утверждение или, если угодно, возвести его в ранг идеологии.
В частности, если мы исходим из того, что личные данные являются собственностью конкретного человека, то он должен располагать правом, возможностью и технологией, способной в любой момент определить судьбу этих данных – потребовать прекращения их использования, адекватной компенсации за утечку или даже участия в их монетизации. Впрочем, о монетизации мы поговорим немного позже.
Сейчас же важно отметить, что понятного правового инструмента для управления личными данными в России пока что не существует. Более того, какие бы информационно-просветительские кампании ни убеждали вас в значимости персональных данных, в какой-то момент вам обязательно предложат созвониться по видеосвязи в условном Zoom, который окажется самым удобным способом коммуникации здесь и сейчас. И что бы ни было написано в пользовательском соглашении, вы скорее всего акцептуете его, несмотря на все связанные с Zoom скандальные истории об утечках данных.
Однако, в ближайшее время в этом направлении может быть сделан значимый первый шаг.
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использовать общедоступные персональные данные без согласия их владельца, а также предоставляющий ему право требовать от оператора их удаления. Конечно, эта инициатива не является комплексным решением всех накопившихся проблем, связанных с оборотом личной информации в Сети. Но именно она создает фундамент праву россиян распоряжаться данными как своей законной собственностью.
Что нужно сделать, чтобы этот механизм заработал?
Мне видится, что ответ на этот вопрос лежит в двух измерениях. Во-первых, люди должны понять реальную, а не абстрактную ценность персональных данных, выражающуюся в конкретных цифрах и фиксированных компенсациях, которые гражданин может потребовать за нарушение правил обработки его личной информации. Как только у утечек возникнет понятное денежное измерение, изменится и отношение к передаче данных онлайн-сервисам и компаниям-операторам.
Во-вторых, стоит задуматься о создании в России механизма общественного контроля – профессионального сообщества аудиторов, специально сертифицированных государством и способных гарантировать безопасный оборот и использование данных россиян. На плечи этого социального института может лечь еще одна важная обязанность – аудит рекомендательных систем онлайн-площадок, использующих персональные данные для того, чтобы навязать определенный тип поведения или услугу, потребность в которых определяется не внутренним желанием покупателя, а алгоритмом, который рассчитывает и пытается предугадать его желания. Сегодня именно несанкционированный оборот данных позволяет этим алгоритмам обезличивать и обесценивать выбор конкретного человека.
Если мы обратимся к основам гражданского законодательства, то основой любого правоотношения является воля и волеизъявление. При этом и воля, и волеизъявление должны свободно формироваться самим гражданином. Технология же, по сути, ограничивает волю и влияет на свободу выбора, сокращая предложения или фокусируя внимание на каких-то отдельных товарах, выбранных алгоритмом. Убежден, что без специального аудита мы не сможем до конца понять масштаб этой проблемы и того, насколько подобные системы в действительности ограничивают наши права.
В заключение вернемся к теме монетизации.
Естественно, что рекомендательные сервисы, обрабатывая персональную информацию, получают коммерческую выгоду. Но примат права гражданина на данные дает все основания утверждать, что пользователи должны иметь возможность получить часть этих доходов.
Некоторые крупные ИТ-компании и стартапы уже начали предлагать подобное партнерство. Пока эти бонусы не очень велики, но тем не менее, сам принцип такого взаимодействия бросает вызов всему, на чем построен современный оборот персональных данных в Глобальной сети.
Решение этих вопросов невозможно без актуализации текущего законодательства в области обработки и хранения личной информации, однако прежде необходимо передать россиянам законное право на их данные.
Автор — заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» по правовым вопросам