«Кабинету Мишустина не привыкать»

Как приобретенный весной опыт поможет кабмину стабилизировать цены

Борис Макаренко
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время заседании Совета глав правительств СНГ в режиме видеоконференции, 6 ноября 2020 года Дмитрий Астахов/РИА «Новости»
Действия правительства по стабилизации цен принимаются быстро – хотя прав премьер, что надо было действовать еще раньше. Кабинету Михаила Мишустина не привыкать: первая волна ковида требовала столь же быстрого принятия решений, а потому их исполнения и контроля над исполнителями. Тогда получилось – это внушает надежду, что получится и сейчас. Чего ожидать?

Ожидания, как и действия нужно делить на немедленные, срочные и долгосрочные.

И при этом оставаться в рамках рыночного регулирования, с элементами дирижизма – достаточно жесткого, чтобы быть эффективным, и достаточно гибкого, чтобы не создать лишних помех своим производителям – иначе в пострадавших окажутся и потребители.

Немедленно – в рыночной экономике – работает только одно – сознательное поведение продавцов. Похоже, они среагировали уже на первый призыв премьера – идут сообщения, что во многих сетях цены на самые дорожавшие товары пошли вниз.

Срочные меры – это форсированное (называются даты 18-20 декабря) заключение соглашений производителей с торговыми сетями о предельных ценах на сахар и подсолнечное масло на первый квартал 2021 года.

А долгосрочные меры – это целых комплекс управленческих решений.

Это и снижение с 30% до 10% планки подорожания, при которой правительство получает право устанавливать предельную цену своим решением, это и регулирование экспорта через введение квот на экспорт зерна и вывозной пошлины на пшеницу. Это, разумеется, и установление более пристального мониторинга цен на продукты в еженедельном режиме.

И параллельно с этим – продумывание мер поддержки отечественного производителя. Потому что в конечном итоге насыщение рынка и поддержание нормальных цен невозможно без нормально работающей агропромышленной экономики.

В идеале все зависит от того, почувствуют ли себя все участники этой цепочки – принимающие решения чиновники, сельхозпроизводители и продавцы продуктов питания партнерами, делающими одно дело и вместе ищущими оптимальные решения. Хочется верить, что получится: опыт такого партнерства особенно ценен – ценен для всего общества, для всех нас.

Автор — президент Центра политических технологий