Уходящий год запомнится нефтегазовому сообществу не только тяжелыми последствиями пандемии коронавируса, но и ожесточенными битвами, разгоревшимися на нефтяном рынке вокруг соглашения ОПЕК+. Именно в 2020 году эта сделка пережила самый трагический период своей уже четырехлетней истории, фактически ее действие было прекращено и затем «на обломках» было принято новое соглашение, неофициальное именуемое ОПЕК++ или ОПЕК+ 2.0.
По сути, Саудовская Аравия развязала «нефтяную войну» против России и других участников нефтяного рынка. После того как Москва отказалась идти на поводу у Эр-Рияда и не поставила свою подпись под невыгодным ей новым вариантом соглашения ОПЕК+, «королевство пустынь» заявляло о якобы бурном росте добычи нефти. На деле же Эр-Рияд «отправил в бой», то есть выкинул на мировой рынок, значительные объемы сырья, ранее накопленного в хранилищах и танкерах. Тем самым он создал иллюзию роста производства нефти будто бы за счет запуска резервных добычных мощностей.
Вашингтон, как та мудрая обезьяна, вроде бы оставался над схваткой, но в то же время активно подзуживал соперников. Создатель жанра твиттерной дипломатии Дональд Трамп, с одной стороны, уже давно требовал от ОПЕК «справедливых» (читай – низких) цен на нефть. И срыв сделки ОПЕК+ вроде бы отвечал этим чаяниям. А с другой стороны, американский лидер в телефонных разговорах с саудовским руководством настоятельно рекомендовал не увлекаться «военными действиями» на нефтяном рынке и все же подписать обновленное соглашение. Цель такой, на первый взгляд, противоречивой политики США вполне ясна – Трампу было необходимо высвободить нишу на мировом рынке для американской нефти и одновременно добиться для нее приемлемых цен. А сделать это можно было сначала подлив масла в огонь конфликта между Москвой и Эр-Риядом, а потом «помирив» их… на американских условиях. И мы видим, что эта цель достигнута.
В итоге условия обновленной сделки ОПЕК+ 2.0 оказались весьма выгодны как Эр-Рияду, так и Вашингтону. Договорившись с Москвой о сокращении добычи на 2,5 млн барр./сут., саудиты фактически урезали объемы «на бумаге», в то время как Россия вынуждена была уменьшать реальную добычу и экспорт. Иными словами, «подвинулась», уступив место американской нефти, именно Россия, а не Саудовская Аравия.
И сегодня США в полной мере используют плоды этой «обезьяньей» стратегии. В то время как Россия и Саудовская Аравия закрутили вентили на части своих месторождений, американские нефтяники начали их откручивать.
Если в мае в США добывалось 10 млн барр./сут., то по итогам сентября этот показатель составил 11,25 млн барр./сут. Тем самым США продолжают уверенно удерживать первое место в мире по производству «черного золота».
В последние недели Москва и Эр-Рияд вновь активно обсуждали, на какие жертвы они готовы пойти ради поддержания нефтяных цен в условиях второй волны коронавируса. В результате было решено, что с 1 января 2021 года объем сокращения добычи по сравнению с базовым уровнем будет снижен с 7,7 млн до 7,2 млн барр./сут. Напомним, ранее планировалось, что этот показатель составит 5,8 млн барр./сут. Многие СМИ пишут о том, что стороны приняли решение об увеличении добычи на 500 тыс. барр./сут. Нет, они де факто согласились сократить добычу на 1,4 млн барр./сут. по сравнению с ранее достигнутым соглашением. Хотя, учитывая, что Саудовская Аравия изначально предлагала увеличить объемы сокращения до 9,7 млн барр./сут. (что на 3,9 млн барр./сут больше, чем в прежнем варианте соглашения), решение от 3 декабря выглядит неплохим компромиссом.
А что же в этот драматический момент делали американские нефтяники? Добыча нефти в США за неделю, завершившуюся 27 ноября, составила в среднем 11,1 млн барр./сут., увеличившись на 0,1 млн барр./сут. Видимо, вторая волна пандемии сланцевиков не пугает – пока другие «грызутся» за доли рынка, можно под шумок нарастить производство.
Поскольку внутренний спрос на нефтепродукты в США находится под давлением карантинных мер, американцы стремятся всеми способами расширить свою нишу на глобальном нефтяном рынке. Особенно ярко это видно на примере поставок американской нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, за 11 месяцев 2020 года поставки в АТР составили 399,1 млн барр., что на 2,8% больше, чем за полный 2019 год (388,4 млн барр.) и на 45,3% – чем за 2018 год (274,6 млн барр.).
Кроме того, наблюдается значительный рост (в 3,3 раза) поставок в Китай, которые за январь-ноябрь 2020 года составили 139,5 млн барр. против 42,2 млн барр. в 2019-ом.
Напомним, в январе 2020 года Вашингтон и Пекин подписали промежуточное торгово- экономическое соглашение, согласно которому Китай обязался увеличить закупки СПГ, нефти, нефтепродуктов и угля в 2020-2021 годах на $52,4 млрд, в том числе на $25,3 млрд в 2020 году в рамках первой фазы.
Такая активная экспансия американских углеводородов на рынок КНР вполне закономерна. Китайская экономика восстанавливается после эпидемии коронавируса быстрее, чем ожидалось. Это способствует появлению дополнительного спроса на нефть.
Впрочем, здесь сохраняется прочная связка Вашингтона и Эр-Рияда, и саудиты снова не внакладе. Надо понимать, что соглашение ОПЕК+ ограничивает лишь объемы добычи нефти, но не ее экспорта. Таким образом, Саудовская Аравия, обладая значительными уже добытыми запасами нефти, имеет возможность нарастить объемы экспортных поставок на среднесрочном горизонте, частично вытеснив Россию с зарубежных рынков.
Кроме того, Saudi Aramco сейчас стремится получить доли в ряде НПЗ в Китае и Индии. Так, до конца нынешнего года планируется закрытие сделки по приобретению 9%-ной доли в НПЗ ZPC на востоке Китая (его первая фаза мощностью 400 тыс. барр./сут. уже введена в эксплуатацию, ввод второй очереди такой же мощности ожидается к концу года). Это обеспечит Saudi Aramco долгосрочный контракт на поставки сырья на НПЗ (60% от общих потребностей, или 480 тыс. барр./сут.) и доступ к нефтяным терминалам завода, что повысит гибкость компании при торговле собственной нефтью в АТР и даст возможность поставки из уже накопленных резервов. Иными словами, сокращение добычи нефти в России приведет к потере доли рынка, которая будет активно захватываться другими игроками
Схожие тенденции наблюдаются и на европейском направлении. По итогам 11 месяцев 2020 года объемы поставок туда американской нефти составили 369,6 млн барр., что на 3,1% больше поставок за полный 2019 год (358,6 млн барр.) и на 85,5% больше, чем за весь 2018 год (199,3 млн барр.).
В целом в нынешнем году ожидается увеличение поставок американской нефти в АТР и Европу на уровне около 10% к 2019 году. И думается, если Россия, опасаясь падения цен на «чёрное золото», так и будет идти на поводу у Саудовской Аравии в 2021 году, то «мудрая обезьяна» США продолжит укреплять свои позиции в АТР и Европе. Да и Эр-Рияд останется при своих.
Автор — старший аналитик WMT Consult