Точка родительского кипения

«Родители Москвы» собрали 26 тысяч подписей против дистанционного обучения

Артем Венгеров
Владимир Федоренко/РИА «Новости»
Сегодня многие родители готовы буквально «идти войной» на систему дистанционного обучения. Недовольны и педагоги, пусть и во многом по своим причинам, но они также переживают по поводу того, насколько качественным является образование, которое получают их ученики в подобных обстоятельствах.

Люди находятся на пределе. И вовсе не потому, что вынуждены быть дома со своими учащимися детьми. Родители обоснованно переживают о том, что в домашних условиях ученик не может получить нужный объем необходимой информации.

Дистанционное обучение – хотя и несомненно вынужденная мера, вызванная пандемией короновируса, создала массу вызовов. Но больше всего вопросов появилось к школе. В 21-м веке необходимо быстро меняться. А школа по прежнему являет собой достаточно малоподвижную структуру.

Родители уже давно пытаются донести до власти мысль о том, что дистанционное образование в той форме в которой оно сейчас есть, по большому счету убивает полноценное образование.

Организация «Родители Москвы» уже собрала 26 тысяч подписей против дистанционного обучения.

Родители, пришедшие в минувшие выходные на общую встречу, которая уже получила название «родительский сход» требовали одного — вернуть детей в школы, наладить нормальную систему образования. А если уж и придется снова уводить на дистанционку, чтобы это не было в такой огромной потерей в процессе обучения.

О том, что нынешние школы не готовы к удаленке заявлял Артем Соловейчик, лидер движения «Школа — наше дело», член исполкома партии «Новые люди». А сама партия заявила в телеграм-канале, что поддерживает движение родителей против дистанционного обучения.

Кроме того, на прошлой неделе общественное движение родителей и учителей «Школа — наше дело» провело интернет-планерку, посвященную росту школьного самоуправления в условиях неготовности власти к цивилизованному диалогу с обществом.

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций, назвал несколько «узких мест», делающих российскую модель дистанционного образования проблемной и уязвимой.

«Система дистанционного образования может эффективно работать при наличии трех факторов, первый из которых – инфраструктура. Необходима достаточная пропускная способность канала с минимальными задержками. А у нас известны ситуации, когда интернет приходится ловить буквально на березе, — констатирует эксперт. — Как устраивать взаимодействие учителя и ученика, если в городской застройке имеются «темные пятна» для интернета и не все школы обеспечены необходимым каналом и необходимым оборудованием?

«Второй фактор – готовность учеников. Им необходимо помещение, в котором ребенок сможет самостоятельно взаимодействовать с педагогом. Им нужен ноутбук или персональный компьютер, необходима тишина. Но сегодня, когда много людей находится на самоизоляции, выделить тихую зону в квартире не просто. А если детей несколько, то такая зона понадобится каждому из них. В общем количестве граждан Российской Федерации эти требования может выполнить лишь крайне небольшая часть», — посетовал Абзалов.

«И наконец, третий фактор – это учитель. Значительная часть педагогов у нас возрастные, они не до конца освоили Microsoft Team и Zoom, не умеют принимать многоканальные звонки, не могут эффективно и правильно пользоваться современными устройствами. То, что у нас есть партии, как например «Новые люди», которые начинают думать об интересах детей, родителей и учителей, это правильно. Перед тем, как что-то внедрять, партия предлагает подумать, каким образом сделать, чтобы человек остался защищен?», - задается вопросом президент Центра стратегических коммуникаций.

Впрочем, отрицательные перспективы дистанционного обучения видят далеко не все специалисты.

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов отмечает в нем очевидные плюсы — например, развитие самостоятельности учащихся. «Мы видим, что ребята стали более самостоятельными в эти дни, а это разве плохо? Мы же и хотим, чтобы они стали самостоятельными, а не инфантильными. А их самостоятельность во многом стала возможной, потому что теперь не всегда родитель может помочь с учебой, так как цифровая среда от них далека», — говори он.

Более того, есть и те, кто уверен, что система образования показала свою готовность к испытаниям, с которыми столкнулась.

«Столичная система образования вообще давно держала наготове сервисы «Московская электронная школа», «Мои достижения». Ведущие издательства разработали электронные версии всех школьных учебников и учебных пособий», - отмечает председатель московской предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский.

Но чтобы не было разработано, какие бы новаторские методы не были предприняты, пока что учитель тратит 15 минут, чтобы выяснить на занятие в Zoom все ли пришли, а в это время проходит урок.

И знания, которые ученик мог бы получить, тоже потом не восполняются. А если эти 15 минут умножить на 5 уроков в день и на два месяца, что идет удаленка, то результат будет просто ужасающий.