Национальный проект для всей российской экономики: колоссальные перспективы «Восток-Ойл»

В последнее время многие эксперты и политики высказываются на тему нефтяной промышленности в том ключе, что время ее проходит на фоне расцвета «зеленой» энергетики. Однако здравый смысл подсказывает, что электромобилями даже в долгосрочной перспективе сможет полноценно воспользоваться лишь население «золотого» миллиарда человечества, для остальных же жителей планеты они останутся непозволительной роскошью, и на фоне роста мирового населения спрос на нефть в целом также будет расти. В то же время дешёвые ресурсы углеводородов на планете неумолимо сокращаются.

В России сейчас нефтяная промышленность даёт до 40% налоговых поступлений, конечно необходимо форсировать диверсификацию экономики, но в то же время даже закоренелые скептики признают, что в обозримой перспективе нефтяная отрасль останется системообразующей для отечественной экономики, и ей как воздух необходимы новые стратегические проекты, способные обеспечить глобальное лидерство нашей страны на мировом рынке углеводородов. Таким проектом безусловно является «Восток Ойл», значение которого сопоставимо с разработкой западносибирских месторождений в 60-70е годы прошлого века, на которых до сих пор держится российский бюджет.

Потенциал поставок нефти в случае успешной реализации проекта составляет 30 миллионов тонн к 2024 году, 100 миллионов тонн к 2030 году, это один из самых масштабных проектов не только для России, но и для мировой нефтяной индустрии. Чистая приведённая стоимость «Восток Ойл», по оценке аналитиков ведущих мировых инвестиционных банков, составляет 75-115 млрд долл. Плюсы проекта - гигантская ресурсная база и суперэффективная логистика: нефть по Северному Морскому пути может поставляться как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские.
Сегодня Игорь Сечин доложил российскому президенту о перспективах проекта, его влиянии на экономику страны, смежные отрасли. Это и строительство трубопроводов – 770 км, 6 млн тонн трубной продукции. И строительство судов – танкеров и газовозов. И заказ на 100 высокотехнологичных буровых установок, 6000 камазов, 50 вертолетов. В проекте будет задействовано – только вдуматься – 400 тысяч человек, будет создано 15 промысловых городков. Для нужд самой крупной и современной российской верфи «Звезда», которую также создает «Роснефть» планируется строительство огромного металлургического завода производительностью 1,5 миллиона тонн.

Важнейшей новостью последних дней стало то, что десятипроцентную долю в проекте выкупает один из ведущих мировых нефтетрейдеров Trafigura, которая могла выложить за пакет, по нашим оценкам, порядка 7-10 млрд долл. На этом ставить точку в вопросе об участии иностранных партнеров в «Восток Ойл» рано, не исключено, что их доля может составить до 50%, в проекте могут быть заинтересованы как давние партнеры Роснефти, так и новые игроки.

Для российской компании это значит снижение операционных и финансовых рисков, для иностранцев - возможность получения высокой нормы прибыли, стоимость добычи нефти в проекте «Восток Ойл» не превысит 5 долларов за баррель, с учётом того, что Роснефть в настоящее время имеет самую низкую себестоимость добычи углеводородов в мире -2,8 долларов за баррель, конкурируя по этому показателю разве что с Saudi Aramco.

Отдельный вопрос - качество таймырской нефти, и по плотности, и по содержанию серы она превосходит ближневосточные сорта, что позволяет рассчитывать и на премию по цене. Если говорить о геологии, месторождения «Восток Ойл» сходны по характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера, что облегчит разработку и снизит затраты. Для зарубежных партнёров особенно важны технологичность и экологичность проекта.

Будут использоваться новейшие технологии бурения, в частности строительство горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Современное буровое оборудование позволит минимизировать влияние на окружающую среду, сохранить хрупкую природу региона.

С учётом того, что акции Роснефти торгуются на Лондонской бирже, и того факта, что акцент на экологии и социальной ответственности сейчас является одним из ключевых факторов принятия инвестиционных решений портфельными фондами, да и стратегическими инвесторами, надо понимать, что экологичность «Восток Ойл» станет не просто лозунгом, а наполнится реальным содержанием.

И конечно нельзя не сказать о мультипликативном эффекте «Восток Ойл» для российской экономики. Как я уже отметил, заказами будут обеспечены многие предприятия машиностроения, металлургии, дорожного строительства, электроэнергетики, судостроения и других отраслей. Можно сказать, что это, по сути, национальный проект для всей российской экономики.

Автор — инвестиционный стратег УК «Арикапитал»