«Черная метка» для российских медиа по американскому спецзаказу

Как американские соцсети стали главными источниками фейков

AP/Depositphotos
Инфодемия, возникшая вместе с пандемией коронавируса, наглядно показала, насколько опасными для общества могут быть искаженные или фейковые сообщения. На протяжении нескольких месяцев в социальных сетях и ряде СМИ, сменяя друг друга, распространялись слухи и теории заговора. Крупнейшие социальные площадки, где люди изо дня в день пролистывают ленту новостей, чтобы быть в курсе происходящего, стали главными источниками фейков.

Уязвимость информационного поля к дезинформации и, как следствие, тотальное снижение уровня доверия к интернет-платформам привели к необходимости выделения и верифицирования официальных каналов коммуникации, где люди могли бы получать проверенную информацию. Маркировка аккаунтов российских органов власти и СМИ в социальных сетях могла бы выступить дополнительным подтверждением для пользователей, что они видят не поддельный аккаунт, тиражирующий фейки, а официальный источник, которому можно доверять.

Идею быстро подхватили ИТ-гиганты, бьющиеся за «уменьшение возможностей для введения в заблуждение» на своих платформах. Но, к реализации западные площадки подошли, похоже, весьма избирательно. Если российские, китайские и иранские онлайн-издания получили в Twitter и Facebook соответствующую пометку о том, что они являются подконтрольными властям СМИ, то учрежденные и финансируемые правительством США медиаресурсы не получили никакого ярлыка от технологических корпораций.

Возникает резонный вопрос, насколько происходящее связано с предстоящими выборами в США?

Ведь все действия Twitter, Facebook и Instagram в отношении российских СМИ носят на удивление скоординированный характер. Российский МИД уверен, что дело не обошлось без политической ангажированности американских медиагигантов и стремления действовать в унисон с внешнеполитическими подходами официального Вашингтона. В преддверии выборов президента США ИТ-гиганты не скрывали своей готовности вести информационную борьбу за американское виртуальное пространство любой ценой, отмечая, что их действия якобы направлены исключительно на «защиту демократии». Но избирательная маркировка справедливо трактуется российским внешнеполитическим ведомством как нарушение «ключевых демократических принципов обеспечения свободного распространения информации».

Facebook говорит, что специальный ярлык, раскрывающий принадлежность медиаресурса к тому или иному правительству, добавляет «дополнительный уровень защиты от различных форм иностранного влияния на общественные дебаты». Но почему тогда такие медиакомпании, как Deutsche Welle, BBC World News и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов) остаются без маркировки?

По словам представителей российского МИД пометка российских государственных СМИ как аффилированных с государством и отсутствие такой маркировки у западных медиа выглядит как акт информационной дискриминации. Оправдываясь за очевидные двойные стандарты, администрация Instagram ссылается на некие «специально разработанные системы оценивания», которые позволяют определить подконтрольность тех или иных СМИ государству.

Стоит ли говорить, что ее критерии, как и в целом принципы модерации, остаются непрозрачными?

Дипломаты допускают, что руководства западных соцсетей пошли на такой шаг под политическим давлением американских правящих кругов и надеются на беспристрастную оценку ситуации со стороны профильных международных структур и правозащитных организаций. Россия наряду с другими странами неоднократно призывала ИТ-гигантов вести свою деятельность в правовом поле и не нарушать права пользователей. Но, по всей видимости, добровольно складывать с себя полномочия «самопровозглашенных политических цензоров» интернет-платформы не готовы. А наша страна не намерена терпеть политику двойных стандартов и не оставит такое поведение без ответа.

Автор — депутат Государственной думы РФ