«У Кудрина есть искушение играть роль политического трибуна»

Что не так с последними заявлениями Алексея Кудрина

Сергей Михеев
Председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин Илья Питалев/РИА «Новости»
Алексей Кудрин не расстается с политическими амбициями, и ему по-прежнему кажется, что он может заниматься публичной политикой, хотя, кажется, что как политик он совершенно не имеет никаких перспектив, считает политолог Сергей Михеев.

При этом, видимо, от своих амбиций Алексей Леонидович отказаться не может. И вот теперь он использует Счетную палату как политический инструмент. Счетная палата дает ему возможность выступать в роли обличителя неэффективности государственной системы. Потому что функция Счетной палаты - искать какие-то недостатки, хищения, злоупотребления, нецелевые растраты. И надо сказать, что здесь присутствует явный конфликт интересов.

Ведь Кудрин остается одним из лидеров созданного им Центра гражданских инициатив — оппозиционного и ультралиберального. А руководитель Счетной палаты должен быть фигурой объективной и беспристрастной. И если у Роснано - хоть им и руководит сам Чубайс, который считается иконой либералов, есть сомнительные траты, то Счетная палата как аудиторский орган должна их посчитать. На то она и Счетная.

Когда один человек и руководитель СП и вдохновитель «гражданских инициатив» у него есть искушение играть роль политического трибуна.

В последнее время Кудрину кажется, что он может заниматься морализаторством и одновременно популизмом. Все его предложения очень противоречивы, и разнонаправлены. С одной стороны, он предлагает раздавать деньги из ФНБ обездоленным, а с другой стороны не повышать налоги на бизнес. В общем, создаётся ощущение, что Кудрин цинично отрекается от своих прежних взглядов. Ведь именно он в тот момент когда был главой Минфина, стал одним из инициаторов создания Фонда национального благосостояния, традиционно высказывался против того, чтобы бросать деньги на ветер и предлагал их складывать в кубышку на чёрный день.

Именно он всегда ассоциировался с политикой фискального фанатизма и систематического повышения налогового бремени. Что же он полностью поменял взгляды и во главе Счетной палаты мы видим другого Кудрина? Что за метаморфоза такая? Раньше был один Кудрин, теперь другой?

Даже после ухода из Минфина он долгое время воспринимался негласным куратором этого ведомства.

Однако затем его бывший подчиненный Силуанов оперился и это явно стало вызывать у него раздражение. Да, в Минфине по-прежнему все - верные кудринцы, они реализовывали и продолжают реализовывать его концепцию финансовой политики. Однако Кудрин все чаще критикует министерство и лично Силуанова. И это, прежде всего, связано с аппаратной игрой.

Силуанов все реже играет самостоятельную партию и постепенно встраивается в политику Мишустина. Минфин перестал быть одинокой, неприступной крепостью внутри правительства и это Кудрина злит. Ведь именно он создавал такой образ, а сейчас этот образ рушится. Он чувствует, что теряет вес, теряет полномочия, и это явно ущемляет его достоинство, и проводит к повышенной публичной активности. Это для него своего рода компенсация.

Однако Кудрин-популист у всех вызывает только недоумение. У народа он ассоциируется с догматичным ультралиберальным курсом, Чубайсом и Гайдаром и из его уст рассуждения о том, как накормить бедных слышать странно. Бизнес привык к тому, что он душит его налогами и скептически относится к его выпадам против повышения фискальной нагрузки.

Конечно, глава Счетной палаты был бы не против вернуться в Белый дом. Похоже, он рассчитывал, что после ухода Медведева конфигурация будет перестроена таким образом, что либо он вновь возглавит Минфин, либо его сделают вице-премьером, либо премьер-министром. Но этого не произошло. И то, что творится с ним сейчас - это сублимация несбывшихся надежд. Правда, приходится констатировать, что выглядит Кудрин неубедительно, и шансов реализовать политические амбиции у него уже нет.