10 июня британское рейтинговое агентство QS опубликовало результаты институционального рейтинга лучших университетов мира (QS World University Rankings, QS WUR). В 2020 году оценку прошли более 1 тысячи университетов из почти сотни стран. Последние пять лет первая десятка лучших вузов мира остается без изменений, в нее входят 5 американских университетов, 4 английских и 1 швейцарский университет. Первая тройка также стабильна – это Массачусетский технологический институт, Стенфордский и Гарвардский университеты.
В 2020 году в топ-лист рейтинга QS вошли 28 российских университетов. Лидером среди отечественных вузов традиционно является МГУ, который в этом году поднялся до 74 места. В третью сотню входят госуниверситеты Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, а также МФТИ, МГТУ им. Баумана и НИУ ВШЭ. Все они, как и Высшая школа экономики, которая вошла в число 300 лучших университетов мира, улучшили свои позиции в QS WUR.
Такие позиции вузов из России в этом и других международных рейтингах отчасти связаны с тем, что до 2013 года российские университеты предоставляли в рейтинговые агентства свои анкеты факультативно. В частности, с 2009 года в этот процесс включились МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ. А для большинства вузов участие в рейтингах началось в 2013 году и связано с запуском программы глобальной конкурентоспособности российских университетов известной как «Проект 5-100».
На сегодня эта программа дала отличные результаты. Если на старте в мировом рейтинге QS было только 14 вузов (МГУ занимал 116 место, в топ-300 входил только СПбГУ), то сейчас российское представительство удвоилось, при этом 17 вузов из 28 – это участники Проекта 5-100, МГУ уже в первой сотне, 6 вузов в топ-300, 17 в топ-500. Это тем более впечатляющий успех, если учесть, что проекты академического превосходства, аналогичные Проекту 5-100, с 90-х годов прошлого века стартовали в разных странах и подкреплялись серьезными финансовыми ресурсами. Например, Китай представлен в первой сотне QS WUR 4 университетами, тогда как проекты академического превосходства в этой стране реализуются с большими инвестициями с 1992 года.
Стоит также отметить, что российские университеты за столь короткий срок совершили настоящий глобальный репутационный прорыв. А это крайне важно для продвижения в рейтинге, ведь в QS WUR примерно 70% составляет именно репутация и цитирование научных статей и только 30% приходится на статистические показатели университета. Собственно, репутация – это именно то, что позволяет лидерам удерживать свои позиции много лет.
Оценка репутации базируется на системе открытых опросов экспертов-сотрудников университетов из разных стран мира (база включает более 100 000 экспертов) и экспертов-работодателей, которые нанимают выпускников вузов на работу. Для репутации очень важно, чтобы университеты имели значимые исследования, цитируемые публикации, входили в научные коллаборации и сети, имели интересные и наполненные качественной информацией о разных аспектах своей жизни сайты, были представлены на различных международных мероприятиях, прежде всего образовательных и научных выставках и конференциях и т.д. Иметь серьезные научные результаты, конкурентоспособных ученых, уметь продвигаться в научном и образовательном пространстве оказалось непросто.
Российские университеты продемонстрировали в последнем рейтинге очень хорошую динамику репутационных показателей. Например, НИУ ВШЭ в этом году по показателю академической репутации поднялся сразу на 50 мест, а за последние 5 лет – более чем на 300 позиций. Участие в Проекте 5-100 позволило университетам не только создать сильные лаборатории, пригласить на работу известных ученых, вовлечь молодежь в исследования и преподавание, но и освоить разные инструменты продвижения своих результатов.
Университеты Проекта 5-100 не только сами научились применять разные управленческие практики, но и постоянно делятся ими со всей системой образования: это и открытые семинары, и курсы повышения квалификации, и стажировки. Одной из недавних инициатив университетов было создание сайта методической поддержки университетов keep-learning.globaluni.ru, позволившего российским вузам оперативно знакомится с практиками перехода на дистанционное образование.
Усилия университетов позволили им сначала медленно, а затем все быстрее наращивать свою репутацию, продвигаться в предметных рейтингах, а затем и уверенно двигаться в институциональных. По ряду показателей российские вузы уже имеют высокие результаты. Например, соотношение студентов и преподавателей традиционно является одним из лучших для российских университетов (по этому показателю 12 российских вузов входят в топ-100), а показатель доли иностранных студентов у отечественных вузов выше среднемирового уровня.
По показателю, учитывающему цитируемость публикаций, университеты из России показывают положительную динамику (например, НИУ ВШЭ с 2013 года улучшил свои показатели по цитированиям в 10 раз), хотя в целом они еще и не дотягивают до среднемировых значений по большинству предметных направлений. Но имеющийся тренд роста цитирований подтверждает верность выбранной стратегии в отношении улучшения качества исследований.
Приходится обращать внимание на то, что международным языком общения ученых в мире остается английский. Здесь стоит упомянуть об опыте университетов-участников Проекта 5-100, которые практически в первый же год проекта внедрили в практику своих университетов, так называемые центры академического письма, на базе которых специалисты помогают ученым представлять научных результаты на английском языке, проводят обучение и консультации по применению профессионального научного языка.
В целом, лестница рейтинга, как поход в гору: когда только начинаешь восхождение, двигаешься быстро. Но, приближаясь к вершине, скорость замедляется. В рейтинге такой же эффект: университеты с позиций 800+ могут перемещаться год за годом на 20-30 позиций только за счет эффекта наращивания потенциала по одному показателю. Например, 8 российских университетов смогли за 5 лет продвинуться на 200 – 300 позиций, что создает хороший задел дальнейшего продвижения.
Но вот уже с позиций ТОП-300 такую динамику иметь очень сложно, здесь нужно демонстрировать сбалансированное развитие. Должны быть и хорошие публикации научных результатов, понятные и интересные мировому сообществу (их должны цитировать), и репутация университетов как сильных исследовательских и образовательных центров, то есть должны быть привлекательные конкурентоспособные образовательные программы, интересные как российским, так и иностранным студентам. Это и масштабные конференции на базе университетов, и представление наших проектов и их результатов на разных экспертных и профессиональных открытых площадках.
Кроме того, среднестатистический «портрет» университета первой сотни говорит о том, что условием вхождения в топ-100 институционального рейтинга остается наличие высоких позиций не менее чем в 25 предметных рейтингах. Наибольшее количество позиций в предметных рейтингах имеют МГУ (всего 30 позиций, в том числе 13 – в топ-100), НИУ ВШЭ (всего 19 позиций, в том числе 5 – в топ-100 и по 11 предметам занимает первую позицию среди российских вузов), СПбГУ (16 позиций, в том числе 2 – в топ-100).Это позволяет рассчитывать, что в ближайшие несколько лет, помимо МГУ, в топ-100 мирового рейтинга появятся и другие российские университеты.
Автор — старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ, исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты»