Движение вверх: российские вузы наращивают глобальную конкурентоспособность

Ирина Карелина об успехах российских вузов в мировых рейтингах

Ирина Карелина
Здание Высшей школы экономики в Москве Александр Зеликов/ТАСС
Отечественные университеты демонстрируют отличную динамику в международных рейтингах университетов, поднимаясь с каждым годом все выше. Этот «знак качества» позволяет им успешно конкурировать на глобальном рынке, привлекая лучших российских и зарубежных студентов. И сегодня качественное образование закладывает фундамент для процветания страны в будущем.

В мае 2013 года президент России подписал указ, согласно которому не менее пяти российских вузов должны были к 2020 году войти в первую сотню рейтингов ведущих мировых университетов. Эта цель была достигнута уже год назад. Сегодня Проект 5-100 (прим. автора – проект направлен на повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов среди мировых научных и образовательных центров) объединяет 21 ведущий вуз страны, перед которыми стоит задача укреплять позиции отечественных университетов на глобальном рынке образования и исследований.

Успехи проекта, обусловленные усилиями российского правительства и менеджмента университетов, впечатляют на фоне более 40 подобных инициатив, которые в последние 20 лет запущены в разных странах мира и в которые были инвестированы десятки миллиардов долларов. Многие страны, как и Россия, делают ставку на исследовательские университеты.

Проект 5-100 охватил университеты из разных российских регионов – от Владивостока до Калининграда, поэтому не только московские и санкт-петербургские университеты фигурируют в мировых рейтингах, там все больше региональных вузов. Растет также и число конкурентоспособных предметов: теперь это не только традиционные физика, математика, горное дело, но и экономика, менеджмент, социология, дизайн.

4 марта 2020 года были опубликованы мировые предметные рейтинги, представленные английским рейтинговым агентством QS. В топ-листах представлены 36 российских университетов, из них 15 — участники Проекта 5-100. В топ-100 входят 11 отечественных вузов, половина из которых — участники Проекта 5-100.

Эти предметные списки выходят первыми в годовом цикле мировых рейтингов, и второй год подряд российские вузы улучшают в нем свои позиции. Сейчас отечественные университеты представлены в 38 предметах из 48, по которым производится ранжирование. Всего российские университеты заняли 190 позиций в предметных рейтингах, из них 60% приходится на университеты Проекта 5-100.

Всего в топ-50 российские вузы представлены по 9 предметам, тогда как в рейтинге 2019 года их было 7. В первой сотне отечественные университеты присутствуют по 28 предметам, против 25 в прошлом году.

Среди участников проекта 5-100 лидерство по совокупности позиций в предметных рейтингах сохраняет Высшая школа экономики – всего 16 предметов, из которых в 3-х она появилась впервые: «Социальная политика и администрирование» (этот предмет сразу попал в топ-100 глобального рейтинга), «Искусство и дизайн» и «Статистика и операционные исследования» (позиции 151-200). В 10-ти предметах улучшила свои позиции по сравнению с прошлым годом.

Вторым по совокупности позиций стал Новосибирский государственный университет – всего 13 предметов, из которых из в Медицине появился впервые,а в Археологии вернулся в рейтинг спустя год, еще по 2-м предметам улучшил свои позиции.

Третьим по совокупности позиций стал Уральский федеральный университет с 12-ю позициями, из которых он впервые появился в 5 предметах: Археология, Бизнес и менеджмент, Философия, Лингвистика, Экономика и эконометрика, и еще в 3-х сохранил свои позиции.

Примечательно, что верхнюю часть списка по количеству полученных позиций в рейтингах занимают в основном участники проекта 5-100: из 15-ти первых вузов только три не являются участниками проекта (МГУ, СПбГУ и Бауманка).

Если институциональные рейтинги активны с 2008 года, то предметные рейтинги возникли не так давно, рейтинговые агентства начали их выделять как отдельную линейку лишь с 2012 года. Однако, как показывает исследование рейтингового агентства QS, внимание общественности и профессионального сообщества привлекают именно предметные рейтинги. Опираясь на них, абитуриенты и их родители выбирают себе вузы для дальнейшего обучения, а профессионалы ориентируются в выборе партнеров для развития своих исследований.

Изначально списки предметов у рейтинговых агентств были короткими и включали всего 5-7 предметных рейтингов. Однако усилиями Ассоциации «Глобальные университеты» (прим. автора – ассоциация объединяет университеты-участников проекта 5-100 с 2013 г.), которое постоянно взаимодействует с руководством рейтинговых агентств, списки предметных рейтингов были значительно расширены. И сейчас совокупно три крупнейших рейтинговых агентства QS, THE, ARWU имеют 113 предметов, по которым они ранжируют университеты мира.

Благодаря продвижению в предметных рейтингах российских университетов растет авторитет российских научных школ в мире, они привлекают все больше молодых исследователей, а российские ученые конкурируют на университетском рынке труда на равных с учеными ведущих университетов других стран.

Вхождение российских университетов в топ-100 мировых рейтингов, свидетельствует об эффективности Проекта 5-100. Кроме того, это способствует кардинальному повышению результативности научно-исследовательской деятельности и позволяет не только остановить отток перспективных молодых ученых, но и является одним из факторов притока интеллектуального капитала в страну, как реального (международные ученые), так и потенциального (сильные иностранные студенты стремятся поступить в российские университеты).

Предметные рейтинги наиболее точно отражают лидерство университетов в разных областях науки и образования, свидетельствуют о престиже страны в мировом сообществе. Сотрудников таких вузов приглашают в редколлегии престижных научных журналов, на конференции в качестве ведущих спикеров. Присутствие в предметных и отраслевых рейтингах хотя бы одного вуза открывает стране доступ к самым передовым знаниям и технологиям мирового уровня. А это один из ключевых факторов глобальной конкурентоспособности даже не высшего образования, а всей страны, что в свою очередь закладывает фундамент для национального долгосрочного устойчивого развития.

Автор — старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ