Это правительство эффективных государственных менеджеров. Практически каждый реализовал (целиком или в основном) важный для своей отрасли проект. Исполнительная власть переходит на более операциональный режим работы: «идеологов», людей с опытом, умеющих находить консенсус со сложившимися элитами, сменяют люди, однозначно ориентированные на результат. Собственно, то же самое Сергей Кириенко сделал с губернаторами, а правительство Михаила Мишустина – это второе действие.
Мишустин и члены его команды, пришедшие в правительство, реализовали один из самых важных проектов в новейшей истории страны – они создали эффективную и прозрачно работающую налоговую службу. По долгосрочному воздействию на экономику результат работы команды Михаила Мишустина идет сразу за макроэкономической стабилизацией, считающейся сегодня основным достижением Владимира Путина. И то и другое – необходимые элементы нормальной рыночной экономики, она без них работает неустойчиво, ее лихорадит.
Ставший вице-премьером по строительству Марат Хуснуллин – это опора Сергея Собянина. Он заставил строительный комплекс Москвы работать не на себя, а на развитие города, и мы видим результат. Дмитрий Чернышенко блестяще провел Сочинскую олимпиаду. Сергей Кравцов восстановил доверие к ЕГЭ и закрыл тысячи сомнительных контор по продаже дипломов. Валерий Фальков за пять лет создал в Тюменском университете (никогда не входившем в перечень университетских центров страны) устойчивые проекты международного уровня.
Выполнение указа 2018 года, программы Путина, представленной им народу и нацеленной на возвращение роста благосостояния граждан и быструю технологическую модернизацию экономики, столкнулось со значительными трудностями. И минимум наполовину эти трудности порождены сложившимся механизмом исполнительной власти. Правительство Дмитрия Медведева сделало важный шаг, предложив президенту радикальный демонтаж инерционной системы регулирования, контроля и надзора, элементы которой унаследованы аж от СССР. Эта работа – «регуляторная гильотина» - безусловно, будет продолжена. Ее автор, Константин Чуйченко, остался в Правительстве на посту Министра юстиции.
Но расчистка нормативных актов – это только одна часть необходимой работы.
Правительству надо решить еще три ключевые задачи. Во-первых, это повышение собственной эффективности, отказ от размывания ответственности внутри бюрократического механизма. Во-вторых, это упрощение системы работы с государственными деньгами: государственных закупок и избыточного контроля, они стали факторами торможения экономики. Ответственность за результат повсеместно подменяется тщательным выполнением деталей формальных процедур. Надо вернуть заказчикам и распорядителям права и вместе с правами – личную ответственность. Обновленный механизм Минфин может выстроить совместно со Счетной палатой, тем более что ведомства теперь «генетически близкие».
В третьих, это создание нормальных условий для работы бизнеса, в части гарантий собственности и резкого сокращения угрозы силового давления. Бизнес должен по-прежнему бояться государства – просто ему надо на 10 лет вперед знать рамки, где он свободен и, соответственно, может рисковать. Те, кто идет на риск (а это неизбежно в любом новом проекте), не должны чувствовать нарастания угрозы уголовного преследования. Они и так рискуют своими деньгами, этого достаточно.
Отдельная тема – социальный блок. Татьяна Голикова получила возможность сформировать свою команду. Теперь она может сосредоточиться на ключевых задачах социальной политики, и мы увидим совершенно новую работу этого сектора. «Социалка» в 21 веке - это не только устойчивость общества, это формирование человеческого капитала страны.
Андрей Белоусов стал вместо Антона Силуанова первым вице-премьером. Это показатель того, что меняется модель работы – задачи макроэкономической и бюджетной стабильности сохраняют значение, но переходят в фоновый режим – они теперь обеспечивают задачи экономического роста и технологической модернизации, что, в свою очередь должно составить базу новой социальной и политической устойчивости России – с расширенным средним классом, с ограничением бедности и неуспешности граждан, с активными предпринимателями. Это главный вызов.
Автор — ректор НИУ Высшая школа экономики