Без любви: почему чувства кончаются, не начавшись

О том, умрут ли чувства в эпоху постмодерна

Алина Витухновская
Depositphotos
Что происходит с отношениями в современном мире? Почему от них неловко? Насколько они актуальны? Нужны ли вообще отношения, рассуждает писатель и журналист Алина Витухновская.

Недавно на одном светском пати мне встретилась деловая красавица, этакая голливудская Лолита-переросток. От нее исходил запах успеха, здоровья, позитива и необузданной какой-то витальности. Иногда нам попадаются такие колоритные и эффектные персонажи, будто бы сошедшие с рекламных плакатов. Она была именно такой. Что она рекламировала? Самое бытие. Рядом с ней оживали даже астенические люди. Им словно бы становилось неловко от собственной вялости.

Притом эти господа не отличались ни внешностью, ни умом и даже в социальном статусе явно уступали красотке. А она исподволь, а потом и вовсе открыто издевалась над ними. Становилось ясно, что, в сущности, они ей были не нужны. Эта была виртуальная игра с заведомо известным результатом. Все это было скорее похоже на инерцию, чем на чувство. Девушке было неимоверно скучно участвовать в сей постановке, но она, тем не менее, продолжала.

Мне стали интересны ее мотивы. И не только ее, но многих и многих современных мужчин и женщин, исполняющих социальные ритуалы, я бы даже сказала — половую повинность, не испытывая при этом ни внутреннего влечения, ни, тем более, подлинного интереса.

Чуть позже мы отправились в гости к общей знакомой, где давние подруги завели речь об отношениях. Тема избитая и, как казалось мне, предсказуемо-скучная. Но в какой-то момент включился мой писательский аналитический мозг. Истории, рассказанные дамами, оказались более чем любопытны.

Обсуждались полувиртуальные мужчины, мимолетные увлечения, несостоявшиеся романы, сюжеты навязчиво повторяясь, зависали. Каждый раз это была попытка установить контакт — инфантильная, нарочитая или же откровенно бесцеремонная — от «хорошо выглядишь» вплоть до классического «срочно поедемте в номера».

Рассмотрим ситуацию с социальной точки зрения. Человек модерна, лишенный базовой ценности — любви, — воистину практически терял себя. Вспомним литературных героев, ставших притчами во языцех — например, госпожу Бовари или бросившуюся под поезд Анну Каренину.

Современный же человек, прошедший огонь, воду и постмодерн, не только не рассматривает любовь как базовую ценность, но и не может даже сколько-нибудь всерьез рефлексировать на эту тему. Буквально — наши чувства заканчиваются, даже не начинаясь.

И это наш цивилизационный, осознанный выбор. К которому нас никто не принуждает. Однако есть особое общественное принуждение, инерция которого по-прежнему велика. Особенно в России, стране патерналистской и традиционалистской. Поэтому русские красавицы обреченно мечутся от одного ненужного контакта к другому лишь потому, что им продолжает быть страшно важно Его Величество Общественное Мнение. Продолжающее рассматривать одиночку, даже успешную, как неудачницу. И требующее от нее бросить себя на алтарь продолжения рода.

Попытка навязать современному человеку традиционалистские ценности скорее чревата развитием неврозов и депрессий, нежели торжеством этих самых ценностей. Почему? По той простой причине, что целью современного человека является в первую очередь достижение социального успеха, комфорта и поддержание собственной функциональности и автономности. Для него радикально важна экономическая независимость. А отношения, по крайней мере в той форме, в которой они были приняты в эпоху господства модернистского традиционализма, не только не ведут к этой цели, но и напротив, способствуют фрустрации, распылению сил и постоянной досаде от несбывшихся надежд.

Не так давно политизированную светскую среду потрясло известие о самоубийстве известного российского политолога и тележурналиста. Его молодая вдова, светская львица и журналистка, ежедневно выплескивала в фейсбук свою трагедию, достойную пера Теккерея. Да, там было и тщеславие, и нелепость, и псевдоаристократическая надменность, и откровенная роскошь, которую у нас не прощают. Но помимо всего этого там была и настоящая трагедия, и подлинные чувства.

Вопреки классическим канонам обыватель так же способен на чувства, как и герой. В русской литературе, кстати, об этом не сказано ни слова. Тогда скажу я. И мне было удивительно и дико, что в этом депрессивном делирии героиня находила в себе силы на оправдания и реверансы тому самому довлеющему и принуждающему Общественному Мнению, которое готово было в любой момент растереть ее в порошок. То есть даже человек, чья жизнь обеспечена на десятилетия вперед, явно не собирающийся быть политической персоной, должен постоянно объяснять другим «возвышенность» своих мотивов. Несчастная вдова должна не только любить, страдать и терять. Она должна публично отчитываться об этом, вести своеобразный «дневник чувств».

Недаром современное общество называют обществом софт-насилия. В нем каждый является потенциальной жертвой социальной среды, ежедневно обрекая себя на унизительные ритуалы.

Существует множество различных видов давления на человека. Самый распространенный и действенный — давление через архетипы массового бессознательного. Здесь в ход идет все — для натур изысканных есть традиционалистская метафизика с целым пантеоном богинь и прочих сущностей. Для социализированных патриоток — до сих пор работает глубоко циничный и страшный архетип Родины-матери. Для тех же, кто не поддается подобным импринтам, существует рационализация в форме простейших экономических и социальных доводов. От пресловутой «пользы для здоровья» — научно опровергнутой мантре советских гинекологинь — до пошлейшего штампа про стакан воды.

Цивилизованный мир сегодня предлагает целый спектр применимости и точек приложения того, что ранее составляло инстинктивную природу человека, а позже выродилось в чисто социальный конструкт. Становится очевидным, что решать судьбу своих отношений, равно как и самой необходимости в них должен осуществлять сам субъект.

Однако мой прогноз на будущее вполне оптимистичен. Из мира не уйдет романтика, она просто обретет другие формы — виртуальные и потому идеальные. Вопреки левацким антиутопистам, я приветствую дивный новый (глобалистский) мир. К нему просто надо привыкнуть, адаптироваться. Ведь костюмы модерна давно нам жмут.