Когда отправляешься в путешествие по российской глубинке, одно из сильнейших желаний – устроить благотворительную раздачу гвоздей для починки заборов. Ничто так не омрачает взор путника, как покосившиеся заборы уездного города N. Причин оставлять за забором право разваливаться несколько: «да времени нету», «да я не умею», «да материала нет» и даже потому что у нас правительство такое.
Ну положим, с высокими материями сложнее. Но ведь «найти время» и «научиться» можно самому. А гвозди поэтому и хочется предоставить, чтобы нивелировать еще одну причину и посмотреть, что получится. То ли это следствие жизни в СССР, где «все вокруг советское», а своего ничего, то ли «место проклятое», но связка «действие – результат» не очевидна для большинства обладателей покосившихся заборов.
Закономерно, что с личного уровня проблема масштабируется на уровень общественный, экономический. Задача была проста как три копейки: взять в крупном региональном центре на два дня машину в прокат, да так, чтобы добрый дядя (или пусть даже злой) ее утром забрал из местного аэропорта. Мне довелось многое замечательное узнать про работу прокатных контор в самых разных уголках света, но соотечественники сумели превзойти даже самые смелые туристические ожидания. «Мы так не делаем», — ответил бодрый голос в телефонной трубке. Бессмысленно и беспощадно.
Вселенные рождаются и рушатся. Илон Маск за горизонтом упражняется в изобретении очередного высокоскоростного чего-то. Конъюнктурщики придумывают сингл с двумя песнями для увеличения продаж. Маркетологи в поте лица бьются на международных конференциях в поисках баланса между цифровизацией и человеческим вкладом в бизнесе. Новые применения VR&AR технологий обсуждает лента Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). А российский региональный бизнес так не делает. Не забирает у клиента прокатную машину из аэропорта. Потому что.
Иногда кажется, что ни стоимость бивалютной корзины, ни цена за баррель не наносят региональному предпринимательству такого существенного урона как всемогущее «так не принято». Можно сколько угодно грешить на общую экономическую и политическую ситуацию. И только крайне недальновидный гражданин не заметит в них уж совсем никаких сложностей. Но совершенно очевидно, что проблема упомянутой прокатной конторы лежит в иной плоскости. Нет сомнений в том, что это не государственная власть ограничивает владельцев в праве предоставлять такую услугу. Как и жителей уездного города N в починке забора, в прочем. А что ограничивает – это не понятно.
То ли природная, простите за выражение, лень, то ли, опять же, абсолютное отсутствие понимания, что если начать что-то делать, меняться, пробовать и (кошмар какой!) рисковать, то есть все шансы преуспеть.
Нет, что и говорить, с предпринимательской деятельностью, конечно, сильно сложнее чем с забором. При починке оного результат неизбежен как северная зима, неотвратим и кармически предрешен. Здесь же причинно-следственная связь «делал – сделал» не факт, что сработает в таком ключе, как было задумано. Но на то она и есть «деятельность, связанная с риском». И есть абсолютно гарантированный случай точно не получить результата – это если не попробовать.
Мой знакомый лежит на диване и хочет развивать собственный бизнес. Первые вопросы, вынесенные на обсуждение, — это почему у него может не получиться и кто будет ему мешать. Не подлежит сомнению, что анализ деятельности конкурентов и анализ рисков – это полезные этапы формирования стратегии. Однако налицо нехватка здоровой эгоцентричности.
Вместо того, чтобы обратить взор на себя и гармонично развиваться, двигаясь к собственной благой цели, мы зачем-то постоянно ждем влияния извне. То подвоха, то внезапной радости в виде сдохшей соседской коровы. Когда с высоких трибун предлагают развивать пищевую промышленность и сельское хозяйство, то посыл исходит из того, что «за границей не осталось ничего чистого». А не из того, что давайте-ка, ребята, просто сделаем хорошо у себя. Чтобы было хорошо.
Интересно было бы посчитать, сколько реально теряют предприниматели на «мы так не делаем» и «у нас так не принято». Ведь в том глубокий и элементарный смысл и есть, что для того, чтобы выделиться и продвинуться вперед, желательно бы сделать что-то, что востребовано и в идеале никто не сделал до тебя. Для того, чтобы забрать у клиента машину в аэропорту, нужно просто забрать машину в аэропорту. И вуаля, теперь вы так делаете! Новая услуга, конкурентное преимущества и все дела.
Справедливости ради, находятся по соседству предприимчивые умельцы, которые теперь всякое делают. И нет ну совершенно ничего удивительного, что машину ты, конечно, арендуешь у того, кто сделает тебе удобно, гостей пригласишь в ресторан, отказавшийся от идеи, что тефтель с рисом и котлету с картошкой менять нельзя, и в следующий раз остановишься в отеле, который взял, да и открыл в лобби дивный бар с приветливым персоналом, изящной подачей и книгами для чтения в качестве дизайнерского элемента. Хотя до них в уездном городе N так никто не делал.