Инфляция в России: «красная тряпка» для бедных

Анна Богомолова о том, как мы ощущаем рост цен

Отдел «Мнения»
Александр Кряжев/РИА «Новости»
4,3% — такой прогнозирует инфляцию в 2019 году Минэкономразвития. Но некоторые россияне ощущают где-то тут подвох, вот же яйца подорожали в который раз. И инфляционные ожидания (то есть прогноз россиян на год) растут — в сентябре уже 10,1%. Где в расчете инфляции кроют экзотические туры в Китай? Что влияет на ощущение цен бедными и богатыми? Почему на ровном месте может подорожать валидол? Отвечает доцент экономического факультета МГУ Анна Богомолова.

Как считают инфляцию?

Основной показатель, который отражает инфляцию цен на товары и услуги, покупаемые населением — индекс потребительских цен. Для того чтобы рассчитать, как изменились цены в сравнении с предыдущим периодом, статистики замеряют цены во всех субъектах РФ (обычно в выборку попадают два-четыре города на регион) по заранее сформированному перечню товаров и услуг. Перечень утверждается Росстатом и меняется примерно раз в год. Сейчас используется перечень ноября 2017 года. Это около 500 наименований: продукты питания, медикаменты, товары длительного пользования, одежду, жилищно-коммунальные и бытовые услуги. В списке есть как товары и услуги массового спроса — хлеб, молоко, картошка, парикмахерские, так и экзотические — например, «поездка в Китай» или «аренда индивидуального банковского сейфа».

Почему нам кажется, что нас обманывают?

Расчет индекса потребительских цен устроен так, что чем больше доля расходов на покупку товара в структуре потребления, тем больше его влияние на итоговое значение индекса. Так, например, рост цен на мясо (около 9% в структуре потребления) окажет большее влияние на показатели инфляции, чем такой же рост цен на алкогольные напитки (около 2% в общем объеме расходов).

Чем более ваша личная структура потребления похожа на принятую Росстатом, тем более правдоподобными вам будут казаться публикуемые им значения инфляции.

И наоборот, если ваша семья гораздо больше тратит на какие-то конкретные товары и услуги, чем условное домохозяйство, то и ваше личное ощущение будет значимо отличаться от официальных значений.

Например, список лекарств и биодобавок в расчете Росстата включает около 40 наименований. И если у вас серьезное сердечно-сосудистое заболевание, требующее регулярного приема более специфических медикаментов, чем валокордин и корвалол, то значительный рост цен на необходимые препараты может оказаться для вас чувствительным, но никак не скажется на официальных значениях инфляции. Кроме того, чтобы сделать показатель роста цен более понятным и близким народу, Росстат перед новым годом публикует «индекс оливье» — в отличие от сложного набора из хлеба, бензина и турпоездок, который мало похож на структуру потребления обычного человека, состав салата оливье знаком каждому.

А как считают инфляцию в других странах?

В большинстве стран расчет индекса потребительских цен базируется на методическом руководстве, разработанном группой наднациональных организаций, в числе которых Международная организация труда и Международный валютный фонд. Основные различия касаются весов, с которыми учитываются разные группы товаров и услуг, а также особенностей формирования территориальной выборки для замера уровня цен. Например, в европейских странах расходы на продукты питания занимают существенно меньшую долю в структуре потребления, чем в России (около 12% против российских 31%), а расходы на жилье, наоборот, вдвое большую (около 25% против 11% в России). В материковом Китае рассчитывают индексы потребительских цен отдельно для городского и для сельского населения, а в России оценки делаются только на основании замеров в городах.

Когда цены скачут?

Инфляция — сложное явление, на которое оказывают влияние самые разные факторы: курс национальной валюты, изменение цен на мировых рынках, чрезвычайные ситуации, тарифная политика государства, количество денег в экономике и многие другие, в том числе инфляционные ожидания самих людей. Иногда результат взаимодействия этих факторов может быть непредсказуемым.

Так, в период резкого удешевления рубля в сентябре 2014-го — январе 2015-го выше других скакнули цены вовсе не на смартфоны или телевизоры (вспомним очереди за бытовой техникой), а на валидол.

Дело здесь, видимо, не только в том, что граждане бросились массово пить успокоительное: более чем двукратный рост цены связан и с ростом издержек на производство (таблетки упаковывают в блистеры из фольги, а цена на фольгу тоже выросла), и с ростом спроса, подстегнутым публикациями об изъятии валидола из продажи.

Часто рост цен провоцируют непосредственные действия государства, связанные, например, с повышением тарифов. Плата за жилищно-коммунальные услуги составляет в структуре потребления порядка 11%, это означает, что рост тарифов значительно повлияет на показатели инфляции. То же и с другими услугами, в ценообразовании которых прямо или косвенно участвует государство. Это проезд на общественном транспорте, услуги нотариусов и госуслуги, за которые взимается госпошлина.

Когда наблюдается резкий рост цен на какой-то товар по внешним причинам?

Включение или исключение отдельных позиций из списка товаров и услуг, по которому оценивают уровень инфляции, также влияет на значения индекса потребительских цен.

За прошедшее десятилетие из набора вовсе исчезли средства контрацепции, «Стрепсилс» и «Колдрекс», а также импортные шампанское и коньяк. С другой стороны, добавились некоторые более современные лекарства — наряду с таблетками от аллергии «Супрастин», с 2017 года в список включен «Лоратадин».

Изменение цен на товары, входящие в список товаров и услуг для оценки инфляции, разнонаправленно. Есть товары и услуги, которые на протяжении последних лет дешевеют или в цене не меняются — это пресловутый супрастин или международные звонки со стационарных телефонов. Рост цен на другие товары и услуги, наоборот, обгоняет совокупный индекс потребительских цен. В числе лидеров по росту цен с 2014 по 2017 год включительно устойчиво держались сливочное масло, мороженое, сгущенка, глазированные сырки. Причиной такого роста, скорее всего, стал всплеск мировых цен на молочный жир, вызванный, в свою очередь, увеличивающимся спросом на молокопродукты со стороны Китая. Не прекращается по сей день опережающий рост цен на лососевых и морепродукты. Основной поставщик лосося в Россию после введения санкций — Чили, где в последние годы случаются всплески лососевого мора из-за цветения ядовитых водорослей.

Из непродовольственных товаров лидеры в скорости подорожания — сигареты, здесь основная причина — поэтапный и неуклонный рост акцизов. В январе 2015 года базовый объем акциза составлял 960 рублей за тысячу штук, а в январе 2018 года — уже 1562 рубля. Послаблений в жесткой политике государства по отношению к курильщикам не предвидится, акциз на сигареты и папиросы с 1 января 2019 года должен еще вырасти до 1890 рублей за тысячу штук.

Кто больше страдает от опережающего роста цен на некоторые товары?

Например, опережающий рост цен на сигареты больнее всего бьет по низкодоходным группам населения. Известно, что структура потребления малообеспеченных и богатых россиян сильно отличается, и, хотя по агрегированной группе «алкогольные напитки и табачные изделия» различий меньше всего (и богатые, и бедные на вредные привычки отводят около 3% своих совокупных расходов),

богатые традиционно тратят больше на алкоголь, а бедные — на сигареты.

Для того, чтобы учесть разницу в структуре потребления, в международной практике иногда рассчитывают отдельные индексы потребительских цен для разных доходных групп населения. Например, в Гонконге для оценки уровня инфляции, которую ощущают низкодоходные группы населения, с большим весом используются такие категории как продукты, услуги ЖКХ, алкоголь и сигареты. В инфляции обеспеченных граждан это одежда и обувь, транспорт и бытовые услуги.

Чем отличается инфляция бедных и богатых в России?

В России самая большая разница в структуре потребления бедных и богатых характерна для категорий «продукты питания», «жилищно-коммунальные услуги» и «транспорт». Если у низкодоходных групп большую долю в структуре расходов составляют продукты и жилищно-коммунальные услуги (около 64%), то богатые много тратят на покупку и эксплуатацию транспортных средств, а продукты и услуги ЖКХ составляют гораздо меньшую часть расходов, чем у бедных.

Опережающий рост цен на продукты питания в 2014-2015 годах еще сильнее осложнил жизнь небогатых россиян, в то же время 2017 год и январь-август 2018 года принесли некоторое облегчение — цены на крупы и мясо оставались стабильными или даже снижались в сравнении с тем же периодом предыдущего года.

Рост цен на что — «красный флажок» для россиян?

В зависимости от структуры потребления люди интенсивнее реагируют на рост цен на одни товары и не придают особенного значения подорожанию других. Люди чувствительнее к динамике цен на мясо и в гораздо меньшей степени склонны драматизировать рост цен, например, на алкоголь. Несмотря на то, что с октября 2017 года по июнь 2018 года цены на мясо и птицу были ниже, чем в этот же период год назад, да и от месяца к месяцу фактически не менялись, все равно, по данным Фонда общественного мнения, более четверти россиян были уверены в том, что цены на мясную продукцию растут «достаточно заметно». Цены на алкоголь в тот же период не сильно, но выросли, однако доля респондентов, посчитавших, что цены значительно выросли, не превышала 10%.

Помимо мясных продуктов к числу чувствительных товаров можно отнести бензин, жилищно-коммунальные услуги, медикаменты.

Что нас ждет в 2019 году?

Факторы, влияющие на инфляцию разнообразны, однако известно, что с января 2019 года вступит в силу целый ряд решений, стимулирующих рост цен. Среди таких решений — повышение ставок НДС, рост акцизов на табачные изделия и автомобильный бензин. Несмотря на то, что на некоторые важные товары ставка налога не изменилась (продукты, лекарства), тем не менее и на них цены скорее всего вырастут, упаковка, транспорт, логистика — все это необходимые звенья доставки товара потребителю. Ожидаемый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги также будет способствовать росту индекса потребительских цен. Прогнозы Банка России и Минэкономразвития на 2019 год колеблются вокруг четырехпроцентного роста, при этом Минэкономразвития более оптимистичен и прогнозирует инфляцию на уровне 4,3%. С уверенностью можно сказать лишь то, что Банк России будет предпринимать все от него зависящее, чтобы не слишком отдаляться от целевого значения в 4%.

Автор — к.э.н., доцент экономического факультета МГУ.