Прежде всего, своей инициативой проведения встречи с президентом Владимиром Путиным Дональд Трамп – вольно или невольно? — спровоцировал резкую реакцию элит, которая заставила многих задаться вопросом, не находится ли Америка в состоянии двоевластия — между истеблишментом и администрацией Трампа. Даже ВВС (его обозреватель Гордон Корера) в своём комментарии заговорил о «дихотомии». В принципе, уже никто не скрывает, что так называемое государство в государстве (deep state) — не досужая выдумка сторонников Трампа, а суровая реальность, без учёта которой любой анализ внутриполитического положения в США является заведомо ущербным.
Дошло до того, что директор национальной разведки Дэн Коутс позволил себе публичный сарказм по поводу решения Трампа уже осенью пригласить Путина в США. Источник в Белом доме охарактеризовал такое поведение бюрократа от разведки как выход из-под контроля властей (gone rogue). С двухдневным опозданием Коутсу пришлось извиняться за своё «неуклюжее» высказывание: он якобы нисколько не намеревался вести себя неуважительно по отношению к президенту и критиковать его действия.
Как признают обозреватели, «смелое решение» Трампа о приглашении Путина в США для проведения их следующей встречи способствовало стабилизации ситуации, связанной с саммитом в Хельсинки. Это переключило внимание на то, что будет осенью, а не на то, что было сказано и как в Хельсинки. Но куда более важной причиной того, что критики Трампа отступили, является то, что
вся истерия вокруг саммита нисколько не повлияла ни на общий рейтинг президента (42%), ни на его поддержку собственным электоратом и республиканцами, которая, по общему признанию, остаётся твёрдой.
Так, опрос, проведённый Ipsos и Reuters сразу после саммита, показал, что примерно равное число американцев рассматривают Россию как противника и как конкурента, а 8% считают дружественной страной. Из тех, кто одобрил Хельсинки, 71% составляют республиканцы и 14% — демократы. Согласно опросам HuffPost/YouGov и CBS, поведение Трампа в Хельсинки одобряют 83% его электората и 68% республиканцев. Именно этот фактор заставил многих переоценить ситуацию, а BBC даже убрала данные первого опроса из собственного анализа через несколько часов после того, как он был выставлен на сайте – настолько они не вписывались в нарратив элит.
Положение дел были вынуждены комментировать обозреватели и из лагеря Демпартии (анализ Энтони Цуркера на ВВС). Так, сотрудник ведущего литературного журнала Atlantic Маккей Коппинс (сотрудничает с CNN и небезызвестным антитрамповским ресурсом BuzzFeed) признал, что тема «российского вмешательства» в президентские выборы никак не работает среди электората Трампа. Более того, эти американцы отнюдь не против такого российского вмешательства, поскольку оно, если оно действительно имело место, помогло не допустить Хиллари в Белый дом. К тому же в их понимании речь идёт не о фальсификации каких бы то ни было документов, а о предании их гласности, то есть об обеспечении транспарентности демократического процесса.
На этом фоне обратило на себя внимание заявление из кругов американского разведсообщества о продолжающейся активности китайской стороны в киберпространстве, направленной против интересов США. То, что вспомнили про Китай, говорит о многом. Во-первых, о системе геополитических приоритетов Америки на современном этапе, имея в виду, что главным комплексным вызовом продолжает оставаться Китай. А на российском направлении американские элиты и разведсообщество, скажем так, немного заигрались и увлеклись, забыв о рекомендациях Генри Киссинджера относительно стратегии в геополитическом треугольнике США-Россия-Китай, то есть не ссориться одновременно с Россией и Китаем. И во-вторых, что касается собственно кибербезопасности. Ещё совсем недавно соответствующие американские представители в доверительных контактах признавали, что США находятся в состоянии открытой кибервойны с Китаем (до одного миллиона атак ежедневно с каждой стороны). Надо полагать, с тех пор ничего не изменилось.
Так почему же надо выгораживать Китай за российский счет? Или для сдерживания Китая достаточно полномасштабной торговой войны, что не работает в отношении России?
Кстати, заметно напористее стали вести себя англичане на переговорах с Брюсселе, надо полагать, разыгрывая резкую критику Трампом своего плана «мягкого» «Брекзита» в интервью газете The Sun Тереза Мэй и ее новый министр по выходу из Евросоюза Доминик Рааб заговорили о необходимости «прагматизма, гибкости и творческого подхода» со стороны партнеров. Дело в том, что этот план – абсолютный предел возможного для консервативного правительства меньшинства, но и его уже серьезно «потрепали» в результате двух голосований в парламенте. По мнению независимых наблюдателей, совпадающему с точкой зрения подавших в отставку из кабинета Мэй Дэвида Дэвиса и Бориса Джонсона, Брюссель будет требовать дальнейших уступок от Лондона. Это подтвердил и главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье. Обе стороны пугают друг друга срывом переговоров и готовятся – в порядке «планирования на случай непредвиденных обстоятельств» – к выходу Великобритании из ЕС без предварительных договоренностей о параметрах новых отношений Лондона с континентальной Европой.
Создается впечатление, что Трамп продолжает контролировать внутриполитическую и внешнеполитическую повестку дня своей администрации, заставив своих противников ввязаться в бой, который они были обречены проиграть. Им осталось только призывать руководителей разведки, ФБР и послов подавать в отставку, что отклика не нашло, а посол в Москве Джон Хантсман просто рассмеялся им в лицо. Не помогли и обвинения в адрес 12 российских «военных разведчиков» и арест Марии Бутиной. Президент вновь доказал свое главное преимущество над элитами – прямой контакт со своим электоратом и вообще способность говорить с простыми американцами на их языке (тот самый трудно переводимый common touch, воспетый Киплингом в его знаменитом стихотворении If…, или в переводе — «Заповедь/Завещание»).
Автор — директор по развитию Российского совета по международным делам (РСМД), в 2011–2017 гг. — советник-посланник (в ранге посла) посольства России в Великобритании.