Нигде в мире руководители добровольно не разрушали собственную страну. Даже Германию, которую в 1945 году должны были расчленить за то, что она начала две мировые войны, в итоге было решено сохранить целой. Разумеется, внешние противники поработали над тем, чтобы расчленить СССР. Правда, после присоединения Крыма позиции наших недоброжелателей утеряли всякую логику.
Действительно, есть два пути раздела государств — или референдум, или происходит самостоятельный раздел и мировое сообщество воспринимает это как факт.
Вот Российскую империю разделили — все восприняли это как факт. Потом отдельные части соединили в Советский Союз — восприняли как факт.
Третий путь — это насилие. Запад руководствуется двойными стандартами, легко признавая раздел Югославии, например, но не признавая выбор Крыма. Мы видили, как быстро был создан трибунал ООН антисербского характера. Но если бы Запад вел себя честно, то возник бы юридический казус: либо по факту признать воссоединение Крыма с Россией, либо — не признавать Беловежских соглашений, которые не являются законными с точки зрения международного права. И тогда к России придется присоединить обратно все «отпавшие» республики — которые были спешно признаны западными странами.
То есть, либо западным странам придется руководствоваться международным правом — но тогда не признавать Беловежские соглашения. Либо признать по факту развал СССР (как и было сделано) — но тогда уж признать и присоединение Крыма.
Но так или иначе, общая логика западных стран понятна. Она — антироссийская. Странно другое: несмотря на очевидно преступный характер беловежского сговора, очень мало, кто в те декабрьские дни 1991 года вышел на улицы защищать СССР. А главное – коммунисты, чье государство разрушалось, остались безучастными, хотя только в одной Москве их был миллион человек!
Многие из них даже помогали разрушить СССР. Верховный совет РФСФР и парламенты нескольких других республик ратифицировали этот преступный сепаратистский акт, плюнув на советскую Конституцию. И некоторые из коммунистов, одобривших тогда беловежские соглашения, и сегодня сидят в Государственной думе, но даже через четверть века не желают выйти на трибуну и публично попросить прощения.
В 1991 году только ЛДПР встала на защиту СССР. Мы провели митинги и 19 августа в дни ГКЧП, и 8 декабря сразу после новости о беловежском сговоре. Наша фракция инициировала принятие Госдумой II созыва постановления о юридической ничтожности решения Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР».
И сегодня любому ясно, что мы, а не крикуны, клеймившие Советский Союз, были правы в 1991 году. От распада СССР не выиграл никто.
Прибалтийские страны, шедшие в авангарде советской культуры, оказались на задворках Европы и теряют население. Бывшие польские врачи и учителя перебираются на Запад, чтобы чистить туалеты британских аристократов. Терзания Украины довели ее до гражданской войны. Белоруссия не смогла построить демократию, а ее население живет бедно.
Россия испытала все тяготы войны, «шоковую терапию», упадок промышленности, отток квалифицированных кадров. В среднеазиатских республиках повсеместно произошло обнищание населения и гражданские войны, а сейчас все они живут за счет трудовой эмиграции. В Закавказье тоже мира нет: Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию, Азербайджан и Армения вот уже почти 30 лет остаются в состоянии необъявленной войны.
Мы, как видите, сделали верный прогноз. Но важен не только прогноз. Важны еще и выводы, уроки, которые удалось извлечь из всей этой трагической ситуации.
Главная беда СССР была в однопартийном режиме КПСС. Это была мощнейшая партия, 18 миллионов человек, но когда есть только одна партия, один центр, один начальник – все начинает загнивать. Это тот случай, когда подходит русская поговорка «Рыба тухнет с головы». Но вина лежит не только на руководителях – Ельцине, Кравчуке и Шушкевиче, но и на депутатах последнего советского парламента. Именно Верховный Совет РСФСР ратифицировал незаконные Беловежские соглашения, вина легла на плечи депутатов, каждый из которых был коммунистом.
Сегодня они говорят, что их тогда запугали, убеждали, что иначе РСФСР развалится. А почему смогли испугать? Почему смогли обмануть? Да потому, что в КПСС делали ставку не на знания, не на патриотизм, а на подхалимов. Когда существует только одна партия, наверх пролезают только слабые люди. Руководителю такой партии не выгодно иметь в окружении сильных конкурентов, он боится.
Сегодня в России — практически однопартийная система — «полуторапартийная». И руководству партии власти следовало бы хорошенько задуматься о своей политической монополии — и об опасности новой трагедии.
Автор — член Госсовета РФ, лидер ЛДПР