Микро-СМИ

Александр Малютин о том, где искать сегодня профессиональную журналистику

Александр Малютин
Кот Челси Клинтон по кличке Сокс и фотографы около особняка губернатора Арканзаса в городе Литл-Рок, 1992 год Greg Gibson/AP
С журналистикой за последние годы произошло много печального. Из отрасли ушли большие деньги, соответственно, упал престиж профессии. Куда выгоднее стало работать в пиаре и там, естественно, стали появляться более квалифицированные люди. Как следствие, журналисты, если концептуально говорить о них как о людях, ищущих правду, стали проигрывать пиарщикам, чья профессиональная концепция почти противоположна — приукрасить сведения о своем работодателе и скрыть негатив.

Еще печальнее, что правдивая информация сегодня вообще не слишком востребована — потребитель новостей, устающий на своей работе от сугубо профессиональных сведений, ждет от журналистов не столько объективного информирования, сколько развлечения. Не грузите меня металлургией и политикой, скажет риелтор, мне хватило за день изучения трендов в ценах на недвижимость и копания в базах объявлений о купле/продаже. Повеселите меня теперь.

Я даже готов простить вам фейковые новости, если они достаточно прикольны.

Заказ сформулирован — за исполнителями не заржавеет. Не нужно удивляться, что дальневосточный кот, якобы съевший в магазине рыбы на 60 тыс. руб., несколько дней не сходил с топовых позиций в поисковиках и новостных агрегаторах. Кто-то ругает за это самих журналистов, но ведь они просто удовлетворяют спрос. Вот он сейчас такой — ну и получите.

Постепенное упрощение текстов — а если называть вещи своими именами, то просто деградация жанра — привела к важному качественному изменению.

Профессия журналиста, если брать его обыденную повседневную деятельность, во многом и раньше носила, так сказать, вторичный характер. Ты просто человек-диктофон. Кто-то делает реальное дело, а ты его всего лишь описываешь. Кто-то мыслит и рассуждает, а ты всего лишь записываешь и аккуратно излагаешь, чтобы, не дай Бог, не переврать ценные изречения.

Но если ты, как журналист, работая над темой, опрашиваешь многих участников процесса и вынуждаешь их говорить правду, ты в какой-то момент становишься носителем сокровенного знания об этой теме, какового нет у самих участников. И тогда никто не скажет, что твоя работа вторична. Так вот, сейчас всестороннего изучения темы многие издания просто не могут себе позволить по экономическим причинам.

Хочешь месяц на глубокое расследование — с ума сошел? Давай-ка выдавай на-гора по три дальневосточных кота в день. Клики, лайки...

Не все, однако, так уж плохо. Позитивные тренды в нашей профессии тоже имеются. Например, растет потребность в работе с базами данных, и современный журналист начинает овладевать навыками в IT и программировании — хотя бы уровне понимания, а какие задачи можно решать с помощью программ. Тогда можно эти задачи уже формулировать и ставить — престиж такого журналистского труда достаточно высок, ты уже не просто транслятор чужих мнений.

Другое направление — мультимедиа. Уж если мне суждено быть человеком-девайсом, то пусть я буду не только диктофоном, но и фотоаппаратом, видеокамерой, пультом управления коптером. Техника бурно развивается, только успевай осваивать. Довольно интересное занятие.

Самый же позитивный тренд, на мой взгляд — все увеличивающаяся возможность для каждого журналиста превратиться в медиа-менеджера и реализовать собственный проект.

Раньше запуск издания стоил большие миллионы, которые были, понятно, не у каждого, и удел журналиста состоял в том, чтобы знать свое место винтика в корпорации. Рядовой репортер в принципе не задумывался о маркетинге и стратегии своего издания — для этого существовали специально обученные люди с большой зарплатой, сидящие в хороших кабинетах. Они, конечно, существуют и сейчас, но ситуация изменилась.

С развитием агрегаторов и соцсетей издания перестали представлять собой монолит, воплощенный в тетрадке журнала или газеты, в выпуске новостей телевидения и радио.

Отдельные материалы стали жить собственной жизнью, а их авторы получили возможность участвовать в их продвижении и организации обратной связи с читателем/зрителем. Запускать и раскручивать собственные проекты — именно периодические средства массовой информации, а не просто персональные блоги — в соцсетях и телеграм-каналах.

В какой-то момент можно рискнуть отпочковаться от большого издания с брендом и бюджетом, начав продвигать собственное дело. Сейчас для этого нужно значительно меньше вложений. У каждого сегодня есть возможность стать предпринимателем в сфере медиа.

За последние годы «выстрелили» десятки микро-СМИ, созданных крохотными командами из 3-5 сотрудников, а то и вообще одиночками.

Охвата аудитории в десятки и даже сотни тысяч людей добивались проекты в сфере госзакупок, дорожных проблем, персональных финансов, инсайда из коридоров власти или даже просто политического гадания на кофейной гуще, периодические издания специалистов — пиарщиков, водителей «скорой помощи», молодых мам, любителей подмосковных усадеб или криптовалют.

Они доказали: успех зависит главным образом от тебя самого, твоих интуиции, трудолюбия и квалификации. И если ты построил успешное СМИ — никто тебя человеком-диктофоном не посмеет назвать.