В городе Шарлотсвилл (Виргиния) около 40 тысяч жителей. Многие из них бывали в парке, где стоит статуя Роберта Ли – генерала войск Юга времен гражданской войны в США.
Власти решили ее демонтировать. В ответ несколько тысяч активистов, включая членов ку-клукс-клана и других ультраправых, считающих Ли героем, а память о рабовладельческой Конфедерации – святыней, провели 12 августа факельное шествие. Люди антифашистских взглядов хотели им помешать. Появились раненые.
На следующий день ультра, шедших с лозунгами «Жизни белых имеют значение», «Объединим правых» и знаменами со свастикой, встретили оппоненты с флагами с серпом и молотом. В ход пошли биты, бутылки и газ. Побоище пришлось унимать национальной гвардии.
В тот же день в Шарлотсвилле в группу антифашистов врезался автомобиль. Погибла женщина. 20 человек пострадали. Водителя Джеймса Филдса заключили под стражу. Сенатор-республиканец Тед Круз заявил, что это «акт внутреннего терроризма».
Один из лидеров правых Джейсон Кесслер пытался провести пресс-конференцию, но под крики «позор!» бежал. Беспорядки перекинулись в другие города.
А в Шарлотсвилле эвакуировали магазин Walmart и разместили на крышах снайперов.
Мэр Сингер заявил CNN, что беспорядки должны стать поворотной точкой в борьбе США с экстремизмом и расизмом. А к трагедии отчасти привели речи Трампа в ходе предвыборной кампании, которые могли сделать общество менее толерантным. Президент осудил беспорядки. Губернатор Маколифф призвал законодателей Виргинии «поместить памятники вождям Конфедерации в музеи», чтоб не рождали «ненависть и насилие».
Washington Post написала, что Филдс – поклонник Гитлера. А вот сайт The Daily Stormer назвал жертву наезда «жирной бездетной шлюхой». У текста 65 тыс. шеров в фейсбуке. Модераторы удаляли ссылки без осуждающего поста. Хостеры GoDaddy и Google отказали сайту в поддержке. В прошлом его хозяин вел блог Total Fascism. А The Daily Stormer – по сути копирует название нацистского Der Sturmer – «Штурмовик».
Производитель факелов компания Tiki заявила, что не связана с неонацистами и просит их не покупать ее продукцию.
В магазинах вывесили таблички «Пожалуйста, не используйте факелы Tiki для расистского дерьма, вы, нацистские засранцы».
Меж тем в России толкуют о крахе американской идентичности. Ведь памятники – это ее «опорные точки». Если их рушат, значит, в этой области идут серьезные сдвиги. И впрямь: монументы – важные фрагменты знаковых систем, управляющих массовым сознанием. Но означает ли снос статуи — сдвиг в национальной идентичности? Видимо, нет. Как и один трагический инцидент между правыми и левыми. Вопрос с идентичностью глубже. Как и ее корни.
Помните фильм «Беспечный ездок»? Где Питер Фонда, Деннис Хоппер и Джек Николсон катят на «Харлеях» из groovy Калифорнии в square Луизиану?
Философствующим, полным иронии и позитива хипстерам комфортно в седлах байков. Их дорога ровна и легка. Но жизнь тем жестче, чем глубже Юг. Он встречает их злобой заурядных и грубых реднеков. Из закоулков шарит мутными зенками мурло мещанина.
Этот Юг ненавидит городских волосатых бездельников, знающих умные слова и болтающих о мире и любви. Для таких у него есть бейсбольная бита. Ими подкравшиеся ночью убийцы забивают Николсона. А вскоре средь бела дня расстреливают на шоссе Фонду и Хоппера.
Они гибнут в пряных травах Юга. А реднеки катят дальше.
Реднек – кошмар интеллектуала и либерала. Он им чужд и не нужен. Но он – не читающий книжки, не бреющий подмышки, палящий в людей на дороге, любящий пиво и хот-доги – существует и даже голосует.
И потому бородатый или бритый, тощий или жирный, похожий на бандита да и впрямь не мирный – он пугает.
Ведь на его бейсболках и футболках – алый стяг с синим крестом и звездами – флаг штатов Юга, покинувших США в 1861 году, когда Алабама, Джорджия, Луизиана, Миссисипи, Флорида и Южная Каролина учредили Конфедерацию, избрали президентом плантатора Джефферсона Дэвиса, приняли конституцию и напали на верный властям США форт Самтер. Началась гражданская война.
Попутно отпали Индейская территория и еще пять штатов, включая Виргинию (где расположен Шарлотсвилл). Ее столица Ричмонд стала центром мятежа.
Войну Юг проиграл. США воссоединили страну и отменили рабство. Но не расизм. За равноправие рас предстояла трудная борьба тех, кого считали «крайними либералами» и «левыми экстремистами» с «правыми радикалами» и «ультраконсерваторами». В итоге закон уравнял черных и белых. Конфликт был заморожен, но не исчерпан.
Ку-клукс-клан больше не маршировал открыто, но реднеки продолжали бояться «красных» и черных. А часть жителей больших городов – считать людьми второго сорта реднеков. Но не вслух, ибо – вот парадокс! – они полагали всех людей равными.
Но кто он – реднек? Так горожане прозвали селян. Во время работы под солнцем их шеи быстро краснели. Отсюда «реднек», «деревенщина» – синоним отсталости и примитива.
Но сельский дух из слова выветрился, и так стали звать любых ограниченных, грубых, склонных к «кока-кольному патриотизму» (аналог «квасного») и насилию людей, вроде российских гопников. Говорят, что они – социальная база правых ультра в США.
Да, есть ультраправые политики и публицисты с хорошим образованием, адвокатской практикой, опытом в PR и журналистике. Они – запал. А взрывчатка – реднеки.
Средний класс шутит: если вас занесло в Walmart, и там маячит пахучий тип в грязных шортах и майке типа «я пришиб жену», и вы ждете, чтоб он свалил на своем пикапе, – смейтесь, когда он притащит пиво на кассу, а ему скажут: фуд-стэмпы не берем.
Реднекам приписывают особый образ жизни: равнодушие к своему виду (они не ходят в фитнес-центры и лопают бургеры), пьянство, курение, жажду утех вроде метания унитазных стульчаков и автогонок по грязи. У них большое пузо, большой пикап, большой пистолет (ружье, автомат, пулемет), большая любовь к республиканцам, большой страх перед всем иным, большая ненависть к черным, «голубым» и очкастым. Их стяг – знамя Юга. Гимн – «Дикси». Девиз: The South will rise! – Юг восстанет!
Ты против? В Канаду!
Впрочем, Джим Гоуд, автор книги «Манифест реднека», считает, что из него сделали «козла отпущения», описав как «сброд пропердевших диваны свиноподобных… расистов c волосатыми задами и нечищеными зубами». Что это – «страх горожан перед нашествием из глубинки?» Но разве не каждый из них отыщет в роду пару реднеков?
Они горды своей буржуазной сдержанностью. «А реднек – не сдержан. Вы делаете любовь, он – фачится. Вы смеетесь, он – ржет. Вас музыка тешит, его музон прет. Кто-то выпивает, он – бухает». Ваша жизнь пресна. А «он ловит кайф. Окаянный, кровавый, болезненный, пугающий кайф», готовя, как пишут СМИ, жуткие мятежи.
Прием Гоуда: ломай клише, славь опасных, пугай спокойных. Бей им битой по нервам. И он тебя прочтет. Его прочли. И – на полку. А ведь он трубил тревогу.
Ультраправые в Штатах были всегда. И меньше их не стало. Америка помнит взрыв в Оклахома-Сити в 1995-м; стрельбу в 2008-м в церкви Единения в Кноксвилле и ее жертв; атаку на Музей холокоста в 2010-м; бомбу на пути Марша памяти Мартина Лютера Кинга в штате Вашингтон в 2011-м и другие эпизоды. Как считает эксперт Адам Монтелл, власти зря «сфокусировали внимание на международном терроре, забыв о местных идиотах».
Кто они? Часто – консерваторы-фанатики, владеющие оружием и отвергающие прогресс. Члены сети «Армия Бога», ненавидящие меньшинства и аборты. Rand Corporation еще в нулевых назвала группу «Нация Ариев» «первой общенациональной террористической сетью», а ФБР – «террористической угрозой». Есть и «Служители Финея» – «правые христиане», антисемиты, планирующие ограбления банков и взрывы в зданиях ФБР.
В 2012-м доклады «Взрыв «патриотического» движения» и «Год ненависти и экстремизма» оповестили: тогда в США было 196 неонацистских групп; 186 групп с брендом «Ку-клукс-клан»; 111 групп националистов; 98 групп скинхедов типа «Власть белых»/«Белая сила».
Это, разъяснил эксперт Ричард Эбанес на сайте «Института христианских исследований», «вооруженное крыло коалиции, в идеологии которой доминируют мятеж, расизм и религия». Они клянут бюрократов, не верят им, а верят в теории заговоров. Ими движет не разум, а эмоции. Они считают, что «держат фронт между федералaми и истинными патриотами», считая, что государство и просвещение захвачены «леваками», бой с которыми неизбежен, как битва Добра и зла, что пророчат гуру их сект.
Но вера в Бога сочетается в их сознании с верой сайтам, рождающим ненависть.
Кстати, у цитаты из твита Обамы есть продолжение: «…Людям приходится учиться ненавидеть; но если они могут научиться ненавидеть, то их можно научить любить, ибо любовь более присуща человеческому сердцу, чем ее противоположность».
Ультра клянутся в любви Америке и ждут взаимности. Но им кричат «позор!». И, по крайней мере, это говорит о том, что с идентичностью в Штатах пока всё в порядке.