Не так давно под горячую руку феминисткам попался Алексей Навальный, который не смог внятно ответить питерским активисткам, как же он относится к женской повестке. Потом оппозиционер, видимо, решил все-таки четче обозначить свою позицию и шутливо пожаловался, что феминистки не разрешают ему называть жену «телочкой», чем спровоцировал очередную волну гендерных споров.
По странному стечению обстоятельств, почти одновременно с этим Владимир Путин в ходе «Недетского разговора» заявил, что в феминизме «нет ничего плохого», если его не «извращать», а основная проблема женщин в России — это разница в зарплатах по сравнению с мужчинами.
Дальше последовали сразу несколько новостей, связанных с феминистской повесткой: российская омбудсвумен выступила за право женщин служить в армии, а Общественная палата подтвердила слова президента статистикой о 30-процентной разнице в зарплатах. Что же дальше? Феминизм наконец-то выйдет из тени и станет реальной политической силой?
Чтобы понять это, нужно сначала разобраться, какие цели он на самом деле преследует.
В глазах обывателей деятельность феминистского сообщества ограничивается предъявлением претензий к архаичным и безвкусным рекламным кампаниям и отдельным личностям, эпатажными выходками и тому подобным. К тому же, добавляют некоторые оппоненты, какой прок от феминизма в стране, в которой вообще с правами человека все не слишком хорошо.
Или — еще одна распространенная точка зрения — зачем бороться за какие-то там права, если они и так давно равные, а может, у женщин их даже больше. В армии они не должны служить, на пенсию уходят раньше, а еще могут не платить за себя на свидании.
На самом деле совсем необязательно звать на помощь Росстат, чтобы увидеть, что реальное положение женщин в современной России требует перемен. Да, действительно, женщина в наши дни может стать и топ-менеджером, и политиком, но это никак не освобождает ее от давления социума, который требует непременного исполнения женского предназначения. А заключается оно в том, чтобы любой ценой завести детей и устроить быт для всей семьи. При этом — сюрприз! — женщины детородного возраста воспринимаются многими работодателями как потенциальная угроза для бизнеса, ведь их невыгодно нанимать: декреты, больничные... В итоге такое отношение здорово ограничивает возможности развития еще на старте, а значит, и реальные шансы построить карьеру, сравнимую с карьерой мужчины. Такой вот порочный круг.
Возможно, даже с этого ракурса проблема все равно не кажется достаточно серьезной. Что сложного? Найди другую работу, покажи себя, и никто не сможет тебе отказать в заслуженной должности. Но если возникают такие мысли, нужно подумать еще раз.
Итак, сегодня, в 2017 году, человеку могут отказать в работе по большому счету только из-за того, что его тело биологически приспособлено к деторождению.
А ведь это всего один из аспектов жизни женщины, который зависит не от ее индивидуальных качеств, а от представления общества о том, что такое «настоящая женщина». И к тому моменту, как ей приходится с ним столкнуться, она уже обычно бывает основательно погружена в то, что называется женской социализацией. Это — пресловутые «будь скромнее, ты же девочка», «уступи, ты же девочка» и прочие вроде бы безобидные бытовые мелочи, которые на самом деле с детства разъедают личность, подменяя ее набором установок.
Параллельно с этим идет процесс мужской социализации. То есть «не реви, ты же не баба», «дерешься, как девчонка», «не трусь, ты же мужик» и прочие клише, которые тоже не способствуют настоящему самопознанию.
Затем эти две социализации неизбежно сталкиваются, и на стыке возникают все те проблемы, к которым и пытаются привлечь внимание феминистки. Это домашнее и сексуальное насилие, неравное положение в образовательной системе и при трудоустройстве, неравномерное распределение бытовой нагрузки и нагрузки по уходу за детьми.
Каждая из этих проблем имеет много граней, но общее у них одно — они созданы нездоровой средой, которая требует следования правилам, подкрепленным лишь устаревшими представлениями о женственности и мужественности.
Значит ли это, что феминистки хотят полностью стереть различия между полами? Безусловно, нет. Это противоречило бы самой сути движения, которая заключается в отказе от искусственных ограничений и осознании многообразия человеческой натуры. Другими словами, феминизм призывает учиться определять каждого человека не через стереотипные представления о его поле, расе и возрасте, а через то, как он сам видит себя.
В таком мировоззрении женщина вовсе не должна непременно отказаться от своей женственности в пользу независимости, но имеет полное право трансформировать ее так, как посчитает нужным. То же относится и к мужчинам.
Разумеется, такие процессы требуют большой внутренней работы и здоровой доли рефлексии. И тут мы возвращаемся к вопросу об оскорбительных рекламных кампаниях и шуткам про телочек. К сожалению или к счастью, на определенном этапе самопознания связь между стереотипами, которые мешают воспринимать себя и окружающий мир адекватно, и медийными образами, паразитирующими на них, становится очевидной. Поэтому сказать вслух, что они вредны, — это не глупость и не пустая трата времени. Это просто констатация факта. И судя по тому, что происходит сейчас, медиа понимают, что повестка стремительно меняется, и готовы предлагать что-то новое.
При этом феминизм не ставит перед собой задачу бороться с любой несправедливостью в обществе. Просто такое мировоззрение влечет за собой интересные побочные эффекты: закрывать глаза на происходящее вокруг становится невозможно. Но все равно в фокусе феминисток — только те вызовы, с которыми сталкиваются женщины, и странно ожидать, что они будут за это оправдываться.
В самом деле, никто не требует отобрать права у мужчин, чтобы передать их женщинам.
И, возможно, мужчинам уже пора прекратить искать недочеты в чьей-то системе координат и начать совершенствовать свою, чтобы увидеть за нагромождением стереотипов новые возможности для себя.
Тем более что для начала достаточно просто перестать шутить про телочек.