Возвращение блудного туриста

Марина Ярдаева о том, почему туристы разочаровались в самостоятельных путешествиях

Марина Ярдаева
Сафрон Голиков/«Коммерсантъ»
Если в последние пару лет люди все больше отказывались от стандартных пакетных туров, предпочитая самостоятельные вылазки, то в этом году тенденция выглядит прямо противоположной. Почему же люди разочаровались в свободе познавать мир не по шаблону?

Немного предыстории. В 2013 и 2014 годах число самостоятельных туристов держалось на одной отметке, за 2015 и 2016 годы их стало больше сразу на 10% (с 23 до 33%). Для турфирм же, наоборот, настали очень грустные времена, только в 2015 году их рынок скукожился на треть.

Оптимисты хлопали в ладоши: наконец-то, мол, Россия влилась в общемировой тренд. До людей, мол, наконец-то, дошло, что колесить по стране и миру самому по себе в разы интереснее и круче, чем мотать срок по программе: есть то, что дают, смотреть то, что показывают, покупать то, что втюхивают. Люди, мол, наконец-то, открыли для себя онлайн-сервисы, благодаря которым можно не только купить билет у лоукостера, но и заранее проложить маршрут на попутках, не только самому забронировать номер по специальной цене в недорогом, но приличном хостеле, но и напроситься в гости к кому-нибудь из местных. Люди, мол, наконец-то, научились быть свободными.

Пессимисты морщили носы: не обольщайтесь, народ банально ищет способы экономии. Иначе почему волна пошла именно на фоне обвала рубля, взлетевших цен на пакетную заграницу, банкротства целой кучи турфирм и закрытия столь любимого народом за дешевизну Египта?

И только реалисты, как самые невозмутимые, пожимали плечами, поживем, дескать, увидим.

Пожили. Что видим?

Турфирмы рапортуют: с начала этого года объемы их продаж вернулись к показателям трехлетней давности, то есть, по сути, к докризисным. Уверяют, что случилось это в том числе и благодаря возвращению к ним блудных дикарей. Может, выдают желаемое за действительное? Может. Но в то же время и статистика сервисов самостоятельного бронирования начала скакать.

Если оглядеться, то разочарованных свободой немало. У меня самой хватает знакомых, которые отказались от услуг турфирм именно после пикирования рубля, но пару лет потыкались-помыкались сами с усами и... «не поняли, в чем прикол».

И вот самый интересный вопрос. Что заставляет их возвращаться под крыло туроператора?

Самым очевидным ответом кажется ответ самый же прозаический — свобода оказалась совсем не по карману. Но это не так! Аналитики подсчитали, разница в ценах между организованными и самостоятельными путешествиями не велика. Да, последние обходятся дороже первых, но совсем на какую-то малость — в среднем на 4%. И я, путешествующая с семьей только неорганизованно, но из любопытства все же следящая за ценами туркомпаний, склонна с этой цифрой согласиться.

Что же тогда?

Приглядевшись внимательнее к своим знакомым из числа разочарованных дикарей-неофитов, которые, к слову, оказались все друг с другом очень похожи не только неудавшимися туристическими экспериментами, но и образом жизни, мироощущением, послушав их грустные рассказы, я поняла одну вещь. У нас, кажется, сформировался в последнее время новый тип туриста. Туриста, который, отказавшись от фирм-посредников, не смог отказаться от незамысловатого алгоритма отдыха «по программе».

Вдруг оказалось, что интересы этого туриста такие размытые, а энтузиазм такой никакой, что ему просто нечего противопоставить даже скудной выдумке составителей шаблонных путеводителей.

Намылится такой турист к каким-нибудь морям, так не придумает ничего лучше как заселиться в отель в самом туристическом месте (один на все две недели), по прибытии отыщет недорогое бистро (и будет посещать его в часы спецпредложений на комплексные обеды), да возьмет пару экскурсий по самым «знаковым местам» (для обязательных селфи у памятников). На излете второй недели, смутно чувствуя, что все не то и все не так, он решится на «отчаянный шаг» — купит дополнительный тур «В гости к коренным народам»... и попадет на чудовищно пошлый спектакль.

Нацелится такой турист на какую-нибудь «жемчужину Европы», соберет на своем пути все самое тривиальное. И если даже в Париже такой турист довеском к Лувру выберет музей канализации, то вовсе не потому, что когда-то был заражен фанатизмом, с которым эту самую клоаку описывал великий Гюго, а потому что «наверное, необычненько». И если даже в Бильбао такой турист совмещает посещение Музея Гуггенхайма со всеми этими проволочными и кубическими изваяниями с поездкой в Гернику, то вовсе не от «трагического чувства жизни» и не от зуда понять что-то про вечные как мир войны братских народов, а потому что «все рвутся, значит, что-то там есть».

Ограничится такой турист нашей необъятной, так и тут — сплошные штампы. Растерянный станет он бродить меж кремлей и монастырей с перепутанными в голове датами (этот построен в таком-то году, тот на пятьдесят лет позже). И будет недоумевать от шоу-программ с девицами в кокошниках. Услышит такой турист, что сейчас в тренде путешествия по странам СНГ, прилетит в какой-нибудь Узбекистан и опять лишь пожмет плечами: бедно, грязно, непонятно.

Разочаруешься тут, когда хотелось чего-то эдакого, не такого как в тоскливой повседневности с ее нудной работой и воскресным времяпровождением в торгово-развлекательных центрах по системе «после кино «Макдоналдс», и вот сорвался, выбрался в неведомое, а все не то.

И ничто из внешней картинки, которая обещала быть такой яркой, такой неожиданной, ничего не резонирует с тем, что внутри.

Может, статься, конечно, что это внутри просто ничего особенного и нет, и это внутренне ничто и обесценивает все, что снаружи. Но в таком разве признаешься. Да еще когда столько рациональных объяснений наготове. Например, экскурсоводы были не достаточно увлекательными, плохо работали. Да и персонал гостиницы попался хамоватый. И в кафе официанты встречали не слишком услужливые. И в магазинах продавцы были какие-то не приветливые.

Словом, это все вокруг для тебя, такого замечательного, недостаточно за твои деньги старались. Да и погода еще... Ну, в общем, вы поняли.

И за это все еще 4% переплачиваешь!

Да, печально.

Но только если путешествие — это и в самом деле переезды с комфортом, экскурсии, гостиницы и сувенирные лавки. И только если путешествие — это бегство от жизни, от душной реальности: изматывающей однообразием работы, скучного и серого окружения, отсутствия интереса к чему-либо. Если путешествие — это лишь навеянная смутным беспокойством охота к перемене мест.

Но вот ведь какая штука. Если собственная реальность содержательна и без переездов, то путешествие — это всегда продолжение жизни, может даже, большее погружение в жизнь, в самые ее детали. Ведь тогда в пути ищешь ответы на все те же вопросы, что волнуют тебя в повседневности. На свои собственные вопросы. Порой даже и на проклятые, как у нас водится. Какие уж тут посредники. Какие уж тут аргументы в 4%.

Что может предложить турагент человеку, склеивающему в переездах осколки былой империи и силящемуся понять через это, что разъединяет людей? Дегустацию молдавских вин? Узбекский плов?

Что может предложить турагент человеку, жаждущему исследовать на свой страх и риск этнические кварталы европейских мегаполисов, чтоб постигнуть через это феномен нового переселения народов? Билет на выставку вещей сирийских беженцев? И только?

Что может предложить турагент человеку, замыслившему экспедицию к «Мертвой дороге» — разрушенной железнодорожной магистрали Салехард – Игарка, строившейся силами заключенных ГУЛАГа, человеку, обуреваемому желанием понять через наше страшное прошлое хоть что-нибудь про наше смутное настоящее? Концерт в исполнении ряженых хантов?

Такие туристы никогда не придут в агентство за путевкой, как бы ни укреплялся рубль, сколько бы ни возрождались выгодные чартерные перевозки. И сами агентства не станут стараться завладеть душами этих ненормальных — себе дороже.

Въедливых, жадных до реальной, не приукрашенной жизни путешественников среди наших людей, наверное, и не может быть много. И думается, величина их, несмотря на незначительные колебания, все же довольно постоянная.

Зато остальные — своего рода географические экспаты, для которых перемещение из одной точки в другую что-то вроде способа отключения от житейских проблем, — почти всегда будут рады тем, кто готов взят на себя разные хлопоты, если это будет не слишком накладно.

Это ни плохо ни хорошо. Это реальность.