Когда Дональд Трамп и его команда праздновали свой триумф, а фаворит гонки Хиллари Клинтон набиралась решимости, чтобы позвонить своему сопернику и поздравить его с победой, в штабе Трампа фоном играла композиция Rolling Stones с говорящим названием «Ты не можешь всегда получать то, что ты хочешь» («You Can't Always Get What You Want»).
Некоторые посчитали, что это не сильно скрытый выпад в сторону Хиллари Клинтон, которая практически не знала на своем жизненном пути болезненных поражений. Однако здесь можно усмотреть и другую иронию. Те не вписавшиеся в новую экономическую реальность, потерявшие работу или просто рассерженные на правительство, плохо образованные белые мужчины, что обеспечили победу Дональду Трампу, не получат того, чего они так хотят. США не вернутся в благословенные времена становления «американской мечты», когда зарплата мужчины позволяла ему содержать большой частный дом, неработающую жену и огромный прожорливый седан.
У них никогда больше не получится быть хозяином и строгим отцом, быть на месте Дональда Трампа. Поколение «беби-бумеров» уйдет, и второго не будет.
Судя по финальному счету на табло, Трамп выиграл президентские выборы уверенно и он сможет навязать свои правила огромной стране. Но на это есть целый ряд возражений. Во-первых, в абсолютном выражении за Хиллари Клинтон проголосовало больше граждан США. Пусть на 230 тыс. человек, но больше. Последний раз победитель выборов набирал меньше голосов, чем проигравший, на скандальных выборах 2000 года, когда спор Джорджа Буша и Альберта Гора вокруг пересчета голосов во Флориде решил Верховный суд.
Во-вторых, Трамп набрал даже меньше голосов, чем Джон Маккейн, разгромно проигравший Бараку Обаме в 2008 году. Что уж и говорить о том, что запрос на перемены образца 2008 года, на волне которого Обама убрал со своего пути олицетворение истеблишмента Клинтон, а потом и старого ветерана Маккейна, поддержали почти на 10 млн человек больше, чем зовущий в «Золотой век» лозунг «Вернем Америке величие» от Трампа образца 2016 года.
Стоит также напомнить, что главным призом демократов в 2008 году стала Флорида, которая дает 29 выборщиков. Обама также получил преимущество в традиционных цитаделях республиканцев — штатах Колорадо и Невада. Эти штаты в 2016 году смогла удержать даже Клинтон.
Почему география так важна? После того как прогнозы аналитиков и социологов провалились, начались мучительные поиски объяснения произошедшего.
Пока побеждает версия о том, что рядовые сторонники Трампа в условиях жесточайшего социального и медийного прессинга не хотели ни с кем откровенничать о своем выборе, а многие люди, традиционно голосовавшие за демократов, не пришли на избирательный участок, чтобы поддержать кандидатуру именно Клинтон. В результате республиканец победил сразу и в Пенсильвании, и в Огайо. Однако и этого было бы недостаточно для его окончательной победы.
Настоящим кошмаром социологов стали результаты во Флориде и так называемом ржавом поясе района великих озер (штаты Мичиган, Висконсин, Миннесота).
Именно там электорат, на который рассчитывали демократы, переметнулся к Трампу, который обращался к синим воротничкам и безработным этих штатов, обещал решить все их проблемы и указывал на врага — мигранта, который вместо них получает пособия, льготы и рабочие места.
Сейчас, когда шок от результата еще не прошел, мы склонны видеть в Трампе сокрушителя устоев и чуть ли не Робеспьера, однако есть ли основания считать, что он сможет выполнить хотя бы одно из своих громких обещаний? Сможет ли он остановить отток населения из городов и деиндустриализацию «ржавого пояса» Америки, приступит ли к принудительной высылке нелегальных мигрантов?
Известный американский ученый и «крестный отец» целого течения политтехнологов, работающих на Демократическую партию, Джордж Лакофф еще в апреле 2016 года назвал Трампа крайне опасным соперником, который умело пользуется желанием людей получить максимально простое решение сложного вопроса. У нас много мигрантов! Построим стену. Теракты часто связаны с религией? Закроем въезд для мусульман в нашу страну! Реально ли это? Люди хотят верить в возможность простого решения сложного вопроса, они не хотят взвешивать за, против, предлагать долговременную систему мер. Ощущение простого решения, вся ответственность за которое ляжет на строгого отца, — вот что дал Трамп своим избирателям.
Все аналитические выкладки говорили, что Клинтон уверенно побеждает. Люди с развитой интуицией ставили на Трампа, который лучше понимает дух Америки.
Теперь интуиция подсказывает, что мы зря ждем революции. Трамп уже достиг своей главной цели — он стал президентом США, а все, что он говорил до этого, не имеет больше значения.
Ничего кардинально не изменится. Неравенство в американском обществе не начнет сокращаться, «ржавый пояс» продолжит ржаветь, технологически продвинутые штаты будут, как и раньше, притягивать к себе внутренних и иностранных мигрантов, «Библейский пояс» будет уповать на волю Бога, проклинать бюрократов из Вашингтона и заниматься сельским хозяйством, левые кампусы университетов выстроят громкую фронду любому действию или бездействию президента Трампа.
Если не к январю 2017-го, когда пройдет инаугурация, то к весне американская политическая машина вернется в свою колею. Лишь следы грязи на капоте будут напоминать о крутом и опасном маршруте, который она проделала, срезав путь от одной федеральной трассы до другой по ямам и ухабам.
Автор — политолог, кандидат политических наук