Тогдашняя национальная элита (верхи боярства и служилого сословия) за предшествовавшие несколько лет оказалась поголовно скомпрометирована: кто — признанием очевидного самозванца («ведомого вора») Лжедмитрия II, кто — коллаборационизмом, а кто — очевидной всем неспособностью руководить страной в критический момент.
По словам историка Николая Костомарова,
тогда «в Московском государстве уже никто никому не верил, и редкий по совести мог сам за себя поручиться».
Каждый был за себя; наверняка тогдашние люди, как и наши современники, страшно боялись, что их «кинут», сочтут «лохами», тем более что тогда ценой ошибки часто была жизнь.
По этой причине — неспособности представителей различных социальных и политических сил договориться, довериться друг другу, подчинить свои интересы общим — распалось первое ополчение, лидер которого, дворянин Прокопий Ляпунов, был убит казаками. Но в какой-то момент риск, что твое доверие обманут, показался нашим предкам менее страшным, чем риск потерять свою страну, свою веру, свою идентичность.
Незнакомые люди поверили друг другу и встали плечом к плечу. Возникло второе ополчение. Люди преодолели взаимное недоверие, объединились и спасли страну.
Предлагаемая идея Дня народного единства — в добровольном объединении граждан для общеполезной цели. Речь идет о развитии традиции приурочивать к этому дню совместные благотворительные и иные общеполезные дела, о создании праздничных пулов граждан для совместных добрых дел. Это могут быть объединения коллег по работе. Дружеские компании. Группы соседей. Прихожане одного и того же храма. Различные интернет-сообщества.
Цели могут быть самыми разными — преимущественно, но не только чисто благотворительными. Помощь нуждающимся. Обустройство своего двора или подъезда. Украшение храмов. Главное — участие в совместном общеполезном деле, преодоление страха прослыть лохом.
Зачем все это привязывать к празднику, почему нельзя всем этим заниматься «просто так», а не в связи с чем-то? Дело в том, что для укоренения традиций совместной благотворительности очень важно внешнее одобрение, наличие поддерживающей среды.
Одобрение помогает сформировать стандарты публичного поведения, которые, в свою очередь, влияют на ценностные установки индивидов. По данным опросов,
более 40% респондентов стали бы проявлять большую общественную активность, если бы вокруг было больше людей, готовых помогать незнакомцам.
Те, кто уже имел опыт участия в благотворительности, в полтора раза чаще готовы помогать незнакомым людям, с большим доверием относятся к другим общественно активным людям. Отсюда следует целесообразность вовлечения людей хотя бы в небольшую (возможно, чисто символическую) общественную деятельность, благотворительность.
Расширяя поводы для участия граждан в общественной деятельности, можно существенно повысить уровень гражданского самосознания общества.
Важнейший, принципиальнейший момент для успеха переформатирования праздника 4 ноября — строгая добровольность участия в общеполезных делах. Российские благотворители очень ценят свободу выбора объектов оказания помощи по своему усмотрению. Роль государства при этом видится не в организации, а в создании благоприятной внешней атмосферы. Прежде всего — пропаганде совместных общеполезных дел.
Те из нас, кто считает себя приверженцем левых, социалистических идей, могут увидеть в этом (в общих усилиях для достижения общей пользы) реализацию принципов коллективизма. Совместный добровольный труд на общее благо вообще напоминает о традиции субботников и воскресников, связываемой с советским периодом нашей истории.
С другой стороны, сторонники либеральных ценностей, для утверждения которых необходимо формирование в стране гражданского общества, не могут не увидеть здесь как раз создание ячеек этого самого общества: люди сами, добровольно, без государственного или иного принуждения объединяются для решения общих проблем, совместной реализации общих представлений о том, как сделать жизнь лучше.
Делать добрые дела, содействуя формированию гражданского общества, разумнее, чем переживать по поводу маршей националистов 4 ноября.
Очень бы хотелось, чтобы предлагаемый подход был поддержан крупнейшей структурой российского гражданского общества — Православной церковью, а еще лучше — всеми традиционными конфессиями России. Дело не только в совпадении Дня народного единства с одним из важнейших православных праздников.
Не желая вмешиваться во внутрицерковные дела, рискну все же предположить, что реализация предлагаемой идеи может послужить средством активизации приходской жизни. Для ислама с его богатейшей традицией благотворительности это предложение также, как можно надеяться, не будет чуждым. Кстати, согласно опросам, мусульмане нашей страны более остальных россиян склонны к участию в общеполезных делах и больше ценят это качество в других.
Критически важную роль в формировании в обществе климата доверия должны сыграть люди обеспеченные.
Успех переформатирования Дня народного единства зависит прежде всего от них. Согласно опросам, в группе респондентов, объединенных по субъективной оценке уровня жизни, доля тех, кто готов объединяться с другими людьми для совместных действий, увеличивается прямо пропорционально росту оценки и достигает максимума в группе наиболее обеспеченных граждан. Способность объединяться положительно коррелирует и с наличием высшего образования.
За исключением периодов трагических катаклизмов, общественная активность не возникает в результате равного объема усилий разных людей. Она всегда держится либо на подвижниках, на их самоотверженной безвозмездной работе (таких людей много в неполитических НКО), либо на активности группы людей, обладающих высоким материальным и/или социальным статусом. Наиболее успешной она оказывается в случае соединения двух этих элементов. Символом такого соединения может стать День народного единства — День доверия. Это будет соответствовать исторической основе праздника: началом второго ополчения стал сбор средств в Нижнем Новгороде, и эти средства Козьме Минину дали люди «достаточные».
Победа в 1612 году — это в первую очередь победа наших предков над собой, над собственным эгоизмом, над недоверием друг другу. Именно эта победа сохранила нам Россию. Вот почему делать основой идеологии этого праздника военную победу над внешним врагом неправильно.
Нам нужен другой, не военный, не «силовой», а добрый праздник. День доверия.
Автор — доктор экономических наук Иван Розинский