Покаянные дни

Почему процесс признания преступлений предков так трудно дается потомкам

Виктория Волошина
Пока 24 апреля мир скорбел по миллионам жертв армянского геноцида, в Турции официально отмечали годовщину битвы при Галлиполи. Даже спустя сто лет после тех страшных событий руководство страны не хочет признавать их «геноцидом» и тем более извиняться. Впрочем, и в России не спешат каяться перед потомками жертв сталинских репрессий. Видимо, время еще не пришло. В США и Европе процесс покаяния за грехи предков тоже стартовал лишь в XXI веке.

Извините за линчевание

Десять лет назад — в июне 2005 года — cенат США официально принес извинения за свое бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном темнокожих. Попытки принять закон против линчевания предпринимались в течение ста лет, однако сенаторы каждый раз его отклоняли.

Резолюция, принятая американскими законодателями, стала первым извинением на таком высоком уровне за «терроризм нации» в отношении меньшинств.

Сенаторы особо подчеркнули, что жертвами линчевания становились не только негры, но также индейцы, итальянцы, мексиканцы и другие американцы неанглосаксонского происхождения.

«Для нас исключительно важно показать, что США честны перед собой и могут открыто рассказать правду о том, что произошло», — заявила одна из авторов документа Мэри Ландрю, демократ из Луизианы.

По данным американского автора Фрэнка Шея, которые он приводит в книге «Судья Линч», в США с 1882 по 1951 год было официально установлено 4730 случаев линчевания, из которых 3657 касаются чернокожих.

Стыдно за рабство

Спустя три года — в июле 2008-го — конгресс США официально извинился перед темнокожими согражданами за эксплуатацию их предков в качестве рабов. «Палата представителей приносит извинения афроамериканцам от лица американского народа за все то зло, которое было причинено им и их предкам, жившим в рабстве и в условиях действия законов Джима Кроу» — так начинается резолюция конгресса, в которой признается, что в США жестоко обращались с выходцами из Африки, уничижали, лишая всего человеческого, в том числе имен и наследия.

Конгрессмены также указали на то, что многим потомкам афроамериканцев до сих пор приходится испытывать на себе последствия рабства и законов Джима Кроу (Джим Кроу — прозвище чернокожих, которых изображал в карикатурном виде белый актер Райс в 1832 году).

Действительно, хотя официально рабство в США было отменено еще в 1865 году, сегрегационные законы Джима Кроу действовали в южных штатах еще сто лет, вплоть до 1965 года. Хотя были, по меркам XXI века, абсолютно безобразными. Ими запрещались браки между людьми разных рас, чернокожие не могли быть присяжными, детям разных рас нельзя было учиться вместе, для «белых» и «цветных» были раздельные больницы, места в транспорте, питьевые фонтанчики и многое другое.

Вообще-то

данную резолюцию в конгрессе пытались принять не раз, однако утверждению документа мешали опасения, что его принятие повлечет за собой массу исков о компенсациях и возмещении ущерба за годы рабства.

Именно поэтому в тексте резолюции о компенсациях нет и намека, она носит рекомендательный характер и ни к чему Белый дом не обязывает.

Вина перед индейцами

В мае 2010 года власти США официально извинились перед коренными жителями Северной Америки. В тексте резолюции конгресса, зачитанной перед представителями пяти основных индейских народностей, были принесены извинения «всем коренным народам за многочисленные случаи насилия, жестокого обращения и пренебрежения» по отношению к ним со стороны граждан США.

Кроме того, правительство США приняло решение выплатить американским индейцам $3,4 млрд в качестве компенсации за использование их земель в XIX веке.

Извинялись перед потомками аборигенов и в других странах Нового Света.

Так, в июне 2008 года правительство Канады просило прощения у индейцев за насильственную ассимиляцию их детей, которых на протяжении почти ста лет — с 1870-х по 1970-е — помещали в специальные школы-интернаты, чтобы «христианизировать и цивилизовать» местное население.

Представители христианских церквей, руководившие интернатами, пытались внушить детям мысль об ущербности их национальной культуры. Воспитанникам запрещали разговаривать на родном языке и исповедовать местные религии, их подвергали физическим наказаниям и принуждали к тяжелому труду. Иногда ученики становились объектами сексуального насилия со стороны учителей. Уровень смертности юных индейцев, поступивших в школы, в некоторые годы достигал 60%. Прошло через эти интернаты более 150 тыс. детей.

«Сегодня мы признаем, что политика ассимиляции была ошибочной и принесла огромный вред... Это печальный эпизод нашей истории», — сказал премьер-министр Канады Стивен Харпер, выступая семь лет назад в парламенте, где также присутствовали вожди индейских племен и люди, учившиеся в таких школах.

Полностью система интернатов была ликвидирована лишь в 1998 году. Для организации компенсационных выплат бывшим воспитанникам был организован фонд в объеме около $2 млрд.

В октябре 2012 года президент Колумбии извинился перед индейцами за их массовое истребление в прошлом веке. Речь шла о перуанской компании, которая с санкции Боготы вела заготовку каучука в бассейне Амазонки в начале XX века. За это время было убито около 80 тыс. индейцев и разрушены десятки поселений.

Жертвы евгеники и воспитания

О том, как искупают вину отцов и дедов за жертвы Второй мировой войны граждане Германии, причем не только морально, но и материально, широко известно. Но было за что каяться и странам менее воинственным.

Так, в ноябре 2011 года в стокгольмской ратуше шведское государство принесло извинения жертвам негуманного обращения в детских домах страны и приемных семьях, куда в период с 1920 по 1995 год было помещено около 250 тыс. детей. Многие из них стали жертвами физического и сексуального насилия.

«Сегодня шведское общество приносит извинения пострадавшим мужчинам и женщинам. Извинения без оговорок и смягчающих обстоятельств. Тот извращенный уход, которому вы подверглись, — стыд для Швеции. Моральную вину за это несет все шведское общество. Детьми вы были под защитой общества, но оно вас оставило. Сегодня мы просим прощения за коварство общества», — с такими словами выступил перед бывшими воспитанниками детских домов и приемных семей спикер шведского парламента Пер Вестерберг.

На тот момент комиссия по реабилитации опросила 866 бывших воспитанников — сегодня их в разы больше. А парламентские партии страны достигли соглашения о выплате каждому пострадавшему материальной компенсации размером 250 тыс. крон (около $40 тыс.).

Раньше шведское государство просило прощения у жертв насильственной стерилизации. За сорок лет, с 1935 по 1975 год, для обеспечения чистоты шведской нации, или, как это называлось, с целью «воспрепятствовать дегенерации шведской народности», были стерилизованы более 60 тыс. человек, которых государство посчитало умственно неполноценными.

Даже завершения Второй мировой войны и разоблачений, связанных с холокостом, оказалось недостаточно для прекращения этой практики.

Правительство Швеции было убеждено в том, что действует на благо общества, и отреагировало лишь после того, как мировая общественность стала громко говорить, что в стране применяются нацистские методы.

Была создана комиссия по расследованию, которая выяснила, что в период с 1935 по 1975 год подверглись стерилизации 63 тыс. человек, из них 27 тыс. — насильственно, без согласия или под давлением, например под угрозой лишения пенсии.

Около 1,7 тыс. человек, признанные жертвами этой кампании, получили компенсации по 175 тыс. крон (€19,2 тыс.) каждый.

Послевоенные признания

Отдельная статья извинений — за события Второй мировой войны.

Так, в августе 2011 года Швеция извинилась перед странами Балтии. «Швеция была среди первых, кто в 1944 году признал оккупацию стран Балтии Россией», — сказал премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт на церемонии, приуроченной к 20-й годовщине восстановления независимости стран Балтии. В мероприятии приняли участие главы правительств Эстонии, Латвии и Литвы.

В 1945 году Стокгольм выдал России почти 170 сбежавших от Красной армии и получивших в Швеции убежище военных из стран Балтии. «Выдача балтийцев — черный день для внешней политики Швеции, — признал Рейнфельдт. — Наша страна на протяжении многих десятилетий не признавала страдания стран Балтии. Я держу в руках использовавшийся в Швеции в 1980-х годах учебник. В нем даже не упоминается судьба Эстонии, Латвии и Литвы после Второй мировой войны. Ни единым словом. Сложно найти хоть какую-нибудь ссылку на то, что страны Балтии когда-либо существовали. Такова была реальность, когда я ходил в школу», — сказал 46-летний Рейнфельдт.

В марте 1993 года Болгария извинилась за участие в депортации более 11 тыс. евреев с территорий Македонии и Греции во время холокоста. Об этом говорится в декларации, единогласно принятой тогда парламентом. И это при том, что Болгария — единственная страна — союзник нацистской Германии, спасшая проживавших в стране евреев. Все депортированные проживали на аннексированных Болгарией территориях и не имели болгарского гражданства. Они были вывезены в лагерь Треблинка в Польше и уничтожены.

В 2005 году премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен представил официальные извинения своей страны за депортацию евреев из Дании в нацистскую Германию во время Второй мировой войны. «Извинениями невозможно изменить историю, — сказал он во время празднования 60-летия освобождения Дании от гитлеровских войск. — Но будем надеяться, что признание исторических ошибок поможет нынешним и грядущим поколениям избежать подобных ошибок в будущем».

* * *
Конечно, это далеко не полный перечень тех стран, где на уровне государства нашли мужество признать, что их предки зачастую творили страшные вещи. Каялись и власти Австралии перед потомками аборигенов за действия «европейских колонизаторов», и японцы за ужасы довоенной оккупации на Корейском полуострове (правда, кажется, не очень искренне), и многие другие. Но все равно список стран, где подобные извинения считают излишними, куда больше.

До полноценного, осознанного раскаяния нужно дорасти — как отдельным людям, так и нациям. Ведь покаяние — это не просто слова сожаления, это глубинный отказ от повторения греха при постоянной памяти о нем. Чтобы больше никогда и ни за что!

Жаль, что Россия пока в первый список не вошла — в нашей истории позорных страниц не меньше, чем в истории многих других государств. И по отношению к своему народу, и по отношению к соседям. Но лишь Борис Ельцин после того, как принял решение рассекретить все документы о трагедии в Катынском лесу, со словами «простите нас» возложил венок к памятнику жертвам Катыни в Варшаве. Впрочем, сделал это скорее от себя лично, чем от всей страны.

До сих пор не дождались государственных извинений и потомки жертв сталинских репрессий, а ведь именно этот шаг мог бы стать поворотным в истории страны. Именно он мог показать, что власть в противовес давней российской традиции больше не хочет считать свой народ пушечным мясом и начинает относиться к нему бережно.

«Человек — слабое существо, он не может жить и не грешить, но, споткнувшись, нужно иметь смелость, чтобы признать свою вину, — сказал, поминая жертв армянского геноцида, архиепископ Езрас, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви. —

Наша задача — не найти врагов и отомстить им, а показать, до чего может дойти зло, когда остается безнаказанным.

Достоевский сравнивал мир человеческой жизни с океаном: бросишь в воду камень — и от него до самого берега разойдутся волны. Если где-то начинается война, она захватывает все человечество. Человек должен сам осознать свой грех, осудить его, покаяться и захотеть исправиться — только тогда трагедии не повторятся ни в Европе, ни в Камбодже, ни в Руанде, ни на Украине».