Да, да, нет, нет

Какими могут оказаться результаты референдума о платных парковках в Москве

Виктория Волошина
Собравшиеся на встречу с Максимом Ликсутовым жители центра Москвы через одного требовали вынести вопрос о платной парковке на референдум — чтобы «важные вопросы решали сами москвичи, а не пришлые чиновники». На месте заместителя мэра не стоило с ходу отвергать это предложение.

Муниципальные депутаты от «Справедливой России» уже готовы организовать этот общегородской (а другого быть не может, платные парковки так или иначе коснулись кошелька каждого жителя города) плебисцит — с вопросами: «Поддерживаете ли вы расширение зоны платной парковки до Садового кольца?», «Считаете ли необходимым введение платных парковок за пределами Садового кольца?», «Считаете ли необходимым предоставить резидентам право бесплатной парковки по месту жительства?» и, наконец, «Поддерживаете ли вы передачу органам МСУ полномочий по администрированию зоны платной паковки, в том числе установление льгот для жителей, сокращение и увеличение платных парковочных мест, а также поступления платежей в местные бюджеты?».

Подозреваю, ради последнего вопроса все и затевается, но с ответом на него как раз может выйти первый конфуз — скорее всего, большинство горожан ответят: «Черт его знает». Органы МСУ реальной и ответственной силой в Москве назвать пока трудно. Можно, конечно, ради привлечения оппозиционного электората сформулировать последний вопрос и пожестче — так, как предлагали жители: «Доверяете ли вы пришлым чиновникам из Тюмени и Эстонии проводить политику платных парковок и дальше?». Получили бы на него дружный ответ: «Нет». Правда, что с этим ответом делать дальше? А черт его знает…

Кто и как должен собирать и на что тратить парковочные деньги — отдельная богатая тема. А пока попробуйте прикинуть, как лично вы ответите на первые три вопроса.

Вариант первый — вы живете внутри Садового кольца. И, выбирая сердцем и кошельком, отвечаете: «Нет, да, да». Конечно, немного впадая при этом в когнитивный диссонанс, потому что умом прекрасно понимаете, что без ограничения числа машин в центре (да и не только в центре, все дворы вокруг станций метро давно уже по факту превратились в перехватывающие парковки) Москве не обойтись. Но лично вам не хочется ограничивать свою свободу передвижения одной машиной на квартиру, оформлять кучу бумажек, да и 3000 рублей лишними не будут. Правда, если ни за что платить не придется, то платные парковки нужны, конечно, — а то понаехали тут из-за Садового кольца. Впрочем, речь, конечно, не о всех. Если доверять свежему опросу ВЦИОМа, 41% жителей центра поддерживают расширение зоны платной парковки до Садового кольца.

Вариант второй — вы, как и 80% москвичей, живете за пределами новой зоны платной парковки. Льгот на резидентскую парковку за 3000 рублей в год у вас нет. И с декабря вам придется платить за час постоя в центре уже 60/80 рублей.

То есть за те самые 3000 рублей, которые некоторым собравшимся на встречу с Ликсутовым жителям кажутся грабительскими, сможете припарковаться на 43 часа в год, 3,5 часа в месяц или на семь минут в день.

В реальности уходит на это тысяч 10–20 ежемесячно, не считая платы за хранение машины в оставшееся от работы время, — в спальных районах припарковаться бесплатно даже ночью удается далеко не всем. При этом средства, собранные за парковку в центре, пускают на благоустройство тех районов, где эти парковки обустроены. Прямо дань какая-то получается с окраинных в пользу центровых, вызывая к последним чувство классовой неприязни.

Но зато, в отличие от тех, кто живет в центре, вы на собственной шкуре знаете, что такое терять несколько часов в день на дорогу, и, выбирая, что тратить — деньги или время с нервами, очень даже задумаетесь. Я провела мини-референдум в своем доме, большинство соседей ответили «да, да, нет». Отвечающих «нет» на последний вопрос резидентские 3000 не пугают — мы и сейчас по факту платим не меньше: кто за гараж, кто за охраняемую парковку.

Получается, так как окраинных москвичей у нас больше центровых, итогом референдума станет ровно то, что предлагает сегодня дептранс.

Депутаты, конечно, могут сформулировать вопрос и совсем примитивно: «Нужна ли вообще в Москве платная парковка?». Получить в ответ ожидаемое «нет» и еще на несколько лет отложить решение пробочного вопроса, потому что другого пути регулировать движение в городах, подобных Москве, пока все равно не придумано. Мэрии, кстати, это только на руку — москвичи при таком выборе теряют моральное право требовать от власти скорого решения пробочных проблем.

В большинстве европейских стран жители тоже не горят желанием раскошеливаться на парковку. Но их об этом, собственно, никто и не спрашивает. Платная парковка при нынешнем уровне автомобилизации — аксиома. А вот ее детали — отдельный разговор. Так, три года назад в Лондоне мотоциклисты, пугая горожан еженедельными мотопробегами протеста, добились права платить за парковку меньше автомобилистов: ведь на одно парковочное место для авто может поместиться семь байков. Правительство города пошло на уступки, при этом обязав байкеров парковаться только на специально отведенных для них местах. Занял место для автомобиля — плати по полной.

В австралийском городе Перт, когда там в два раза выросла цена за парковку, профсоюз медсестер потребовал, чтобы для медработников парковка у больниц была дешевле, чем для пациентов, — и тоже добился своего. Инвалиды в английском Бостоне отвоевали право на льготы. И так далее — примеров много.

Процесс этот, конечно, долгий, муторный, всегда найдутся недовольные. Но когда решения понятны и интуитивно справедливы в глазах большинства, процесс идет. Когда жители центра требуют преференций одна за другой, не считаясь с мнением тех, кто вместе с ними живет и ездит по Москве, процесс буксует вплоть до полной остановки. Причем как в фигуральном, так и в буквальном смысле — декабрьские пробки скоро нам напомнят об этом.

И еще. Насчет выражения недоверия к «пришлым» чиновникам. Эта возможность у москвичей была совсем недавно — в сентябре, на выборах мэра. Вот только явка на эти выборы еле-еле переползла за 30%. Хотя проходили они уже после введения платной парковки в центре.