А может быть здесь при всем Лужков? Хочется сказать, узнав о смерти Сергея Доренко. Он же задавался подобными вопросами в своих классических программах.
Как это было в известном стихотворении на мотив «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака:
«А это Доренко с лицом дурака,
по парку катался и сбил моряка,
Который вообще непонятно причем,
В конфликте, который затеял Газпром,
Которому вовсе не страшен Кисель,
который такую развел канитель,
Чтоб Кох с честной миной на потном лице,
не смог поскорей разорить НТВ,
Чтобы приятное сделать Володе,
которому очень не нравится (вроде)
Мост, который построил Гусь.»
«Мост» — это медиа-холдинг олигарха Гусинского (Гусь — это он), который принадлежит теперь «Газпрому» (НТВ, «Эхо Москвы», ТНТ) и, вроде, из-за какого-то конфликта для Доренко придумали интересное уголовное дело — он на мотоцикле действительно сбил моряка. Вернее, за то, что Доренко совсем на другом канале критиковал новоизбранного президента Путина за его поведение в ходе бесконечного, как тогда казалось, утопления подлодки «Курск» в августе 2000 года. Тогда это смотрелось как анекдот (хотя Доренко и президентской администрации так не казалось). Вот и появилась странная тема — обвинение в том, что Доренко на мотоцикле сбил какого-то матроса. Теперь кажется, что история — жесткая женщина, которая опять прикололась. Поскольку на том же мотике герой и погиб.
Выше приведена, кстати, сильно цензурированная версия стихотворения, в оригинале «Кох с весьма неприятным е… », крайне веселое было время. Если припомнить для наших младших читателей, то можно припомнить шутку из КВН того времени: «Доренко: либо о Путине хорошо, либо о Лужкове». Или так (уже не из КВН): «Столетие падения Тунгусского метеорита. В конце программы — Доренко, который говорит: «Вы спросите меня «при чем здесь Лужков?» Лужков здесь не при чем! Он всегда не при чем!»
Доренко — лично уничтожил претензии на президентство Юрия Лужкова в 1999 году. А потом стал жертвой разборок властных кланов, когда собственник «Первого канала» Борис Березовский заставил его оттаптываться на трагедии утонувшей подводной лодки «Курск». Когда главный канал страны несколько дней говорил, что президент лично виноват в том, что моряки утонули.
Это разговор о том, что Доренко — это классика телевизионного телекиллерства.
Все сегодняшние лучшие примеры типа Дмитрия Киселева — бледные тени. Типа Владимира Соловьева — нелепые апологеты. Хотя это современники, а вот поколение после настолько слабее, что даже говорить не хочется. Они ведь и впрямь иногда пытаются верить в то, что говорят. Владимир Познер, Юрий Дудь (признан в РФ СМИ-иноагентом) и Иван Ургант — тоже хороши, но по сравнению с Доренко курят в сторонке.
Доренко — вот классика постмодерна позднеельцинской эпохи. Потому в его биографии были и выступления на украинском Майдане 2004 года, и вступление в КПРФ, и попытки исключения из той самой КПРФ....
Да и нелепое уголовное дело «Доренко сбил моряка» не менее эффектно. Он — эпоха, больше, чем многие, кого он пытался описывать. И ушел он почти на мотоцикле, на котором сбил того исторического моряка, которого не было, разумеется.
Вернемся к тому, что было — Доренко был гениальным телекиллером покойного Бориса Березовского. Доренко уничтожил представление о возможности российской тележурналистики, которая независима от центров влияния. Других людей, что за это в ответе тоже просто назвать — Александр Невзоров (признан в РФ иностранным агентом) и Евгений Киселев (признан в РФ иностранным агентом, внесен в РФ в список террористов и экстремистов), плюс медиа-менеджеры от Олега Добродеева до покойного Игоря Малашенко.
Сколько бы вам ни рассказывали про достижения любого из них — именно они сделали ТВ, которое вы заслужили (неплохое ТВ, надо сказать, если забыть об идеологии).
После у Сергея Доренко было еще радио! Он там был еще гениальнее! Такого просто не бывает. Послушайте любой эфир, что на «Эхе Москвы», что на «Говорит Москва», что на РСН. По своему темпу он делает идеал радиожурналистики. Его тембр — за такое ему девушки должны отдаваться в прямом эфире (иначе за что еще отдаваться). Там такое раскатистое «ррррр» и такой темп, что многим поколениям журналистов остается только завидовать.
Но он все равно останется в истории не из-за этого. Очень жалко, что нам остается в основном только то, что является его киллерскими проектами. Это ужасно.
И тут нужно резюме, оно будет печальное. За то, что россияне не доверяют прессе — мы можем благодарить Сергея Доренко. Не его одного, да и не его в первую очередь, но далеко не в последнюю. За смерть телевидения, как института. За веру власти в то, что выберут тех, кого покажут на ТВ. За телевизиократию.
Он был слишком талантлив. Без него (как без Листьева, Малашенко, Добродеева, Парфенова, Эрнста, Роднянского и многих других) не было бы современного телевидения. Однажды, будучи президентом, Дмитрий Медведев сказал, что наше ТВ — лучшее в мире.
Это правда. Если вы сравните сериал «Карточный домик» и сериал «Домашний арест» — сами увидите. Какие-нибудь «Вести в субботу» Сергея Брилева — серьезный образец очень хорошего итогового шоу мирового уровня, по которому надо студентов учить. «Дом-2» вообще дал нам двух супер-звезд и одного кандидата в президенты. За все это стоит благодарить Сергея Доренко. Увы и ах.