Победа Владимира Зеленского на выборах подтвердила: видеть своим президентом Петра Порошенко подавляющее большинство украинских граждан не хотят. С чем связана такая нелюбовь, понятно. Петр Порошенко не воспринимается, как президент, который справился со стоящими перед страной задачами. Не закончена война на востоке страны, она лишь заморожена. Не развивается экономика. Никуда не исчезла коррупция. Не ослабло влияние на жизнь страны олигархов. И так далее.
Пять лет назад Порошенко был президентом надежд и этих надежд он не оправдал. Результат закономерен.
Другое дело, что будет дальше. А вот здесь имеется несколько развилок. Во-первых, мы не знаем «ху из мистер Зеленский». Он во многом остается загадкой даже для своих собственных избирателей. Какая у него экономическая программа? Какие реформы он собирается проводить? Все это пока непонятно, но есть определенное окно возможностей. В штабе Зеленского уже рассказали о целых восьми законопроектах, которые он планирует внести в парламент. Речь идет о законе о народовластии, расширении норм прямой демократии, о снятии депутатской неприкосновенности, президентской неприкосновенности, об отзыве народного депутата, о неприкосновенности судей, а также о законе об импичменте. Это, конечно, здорово, но попробуй еще прими эти законы.
Как известно, Зеленскому в наследство остается правительство Владимира Гройсмана, и это первая проблема для избранного президента. Украина — республика парламентско-президентская, а потому для формирования кабинета министров необходима коалиция большинства в Верховной раде. А у Зеленского нет своей фракции в парламенте. Обсуждается, конечно, вариант с досрочными выборами в Верховную раду, но пока это обсуждения гипотетические. В конце концов, очередные выборы в Раду не за горами — они должны состояться уже осенью.
Зато Владимир Зеленский может уже сейчас сменить силовиков и показать хотя бы часть своей команды (о которой, кстати, тоже известно немного). Это было бы неплохим шагом для прояснения того, каким курсом будет двигаться новый президент. Генпрокурора Юрия Луценко Зеленский ранее обещал убрать с поста, надо думать, что этим он не ограничится.
Дальнейшая тактика практически понятна.
Зеленский будет выходить с громкими заявлениями, которые ему будет сложновато реализовать в условиях нынешнего состава правительства и парламента.
Юлия Тимошенко предложила своим коллегам депутатам не мешать избранному президенту, но она в Раде мало что решает. У Блока Петра Порошенко в Раде 135 мест, еще 80 у их союзников из «Народного фронта». Пока достаточно, чтобы заблокировать любую инициативу нового президента. То есть законы Зеленскому не принять, он даже бюджет не сможет продавить, пока не сменится правительство.
Впрочем, шансы есть.
Депутаты могут массово сменить окрас, как не раз и не два делал почти любой украинский (да не только украинский) политик.
Кроме того, у Зеленского до осени будет идеальная отговорка: если что-то не получается, то виноват текущий созыв парламента и сопротивляющееся президентским инициативам правительство.
Перспективы на парламентских выборах пока тоже выглядят неплохо. Блок Петра Порошенко если и не покинет Верховную раду, то точно всерьез потеряет места. А у Зеленского есть своя партия «Слуга народа», правда, в пока еще зачаточном состоянии. Осталось совсем немного: не делать фатальных ошибок, предпочтительно — вообще ничего особо не делать, ограничиваясь популистскими заявлениями. Пока это выходило неплохо, нет оснований считать, что Зеленский не сможет продолжать в том же духе еще пару-тройку месяцев.
Параллельно, естественно, надо заняться партстроительством. Тут есть несколько сложностей — в партию надо стараться принимать людей, не очень плотно связанных со старыми партийными и бизнес-элитами. Возникает вопрос, где таких взять. Надо полагать, что мы можем увидеть в списке партии Зеленского множество журналистов, деятелей культуры и прочих условно «неполитических» лидеров общественного мнения.
Если президенту Зеленскому дастся сформировать коалицию большинства в парламенте, то тогда уже можно будет задуматься о реализации каких-то серьезных шагов, а не о законе об отмене депутатской неприкосновенности. Примерно понятен круг тем, которые необходимо было бы решить Зеленскому за период своего президентства.
Парадоксальным образом, это тот же круг проблем, которые решал Владимир Путин во время своего первого срока. Надо закончить войну, провести несколько громких антикоррупционных процессов (хотя бы на публику), «равноудалить» олигархов, повысить собираемость налогов, снизить госдолг.
И много еще чего — легко сказать, сложнее сделать.
Взять хотя бы вопросы мира и войны. Зеленский говорил, что работа на этом направлении будет вестись в нормандском формате. Но есть маленькое «но»: нормандский формат категорически не работал даже тогда, когда отношение Москвы к Порошенко не было таким плохим, как в последние пару лет. Минские соглашения категорически не хотели исполнять в Киеве, а Москва традиционно настаивает на их поэтапном и полном исполнении. Удастся ли реанимировать соглашения или подписать новые? Сомнительно.
То же и по остальным статьям. О борьбе со всевластием олигархов говорят на Украине лет 20 минимум, а воз и ныне там. Изредка даже озвучиваются громкие инициативы, но на поверку выясняется, что на место одних олигархов приходят другие, а иногда борьба с конкретным олигархом приводит только к переделу тех или иных активов.
Госдолг — это вообще первостепенная проблема для нынешнего и любого будущего правительства. По данным министерства финансов Украины, в этом году страна обязана выплатить 9,4 миллиарда долларов по государственным займам, причем большая часть — пять миллиардов — это внешний долг.
Пик выплат приходится на май и сентябрь — в эти месяцы необходимо перечислить зарубежным кредиторам по 1,4 миллиарда долларов. Некоторые эксперты пугают неминуемым, как им представляется, дефолтом, но надо думать, что его все-таки никто не допустит. Проблема лишь в том, что новые заимствования все равно придется отдавать. И делать это придется уже потенциальному правительству Зеленского.
Получается, что выиграть выборы — далеко не самая сложная задача для Владимира Зеленского.
Его телевизионное альтер-эго — президент Голобородько — с проблемами справлялся с трудом, регулярно сталкиваясь с обстоятельствами непреодолимой силы — коррумпированным и слабо подконтрольным президенту правительством, саботажем президентских инициатив в Раде, кознями могущественных олигархов. Если не считать крайне неубедительного триумфа политики Голобородько в третьем, предвыборном сезоне сериала, то можно сказать, что даже экранный президент не справился с проблемами страны и довел страну практически до развала.
Наверно, Зеленский все-таки не Голобородько — не такой наивный. Понятно, что посылать представителей МВФ в задницу, как в сериале, он не будет. И курс на евроинтеграцию он сворачивать не станет. В остальном полной ясности нет. Одно ясно: страну ожидают перемены. Хотя бы пока и преимущественно стилистические.