Ругать образование в России — дело настолько привычное, что даже скучное. В обществе давно установился консенсус: все плохо, хуже не бывает. Дистанционное образование между тем — это ни хорошо и ни плохо. Это всего лишь форма обучения. Одна из множества. У нас есть семейное обучение, домашнее, обычное, когда в школе от звонка до звонка, и вот есть дистанционное. И не вчера оно, к слову, у нас зародилось. Но важен контекст. Например, для кого оно вводится. Кем и как реализуется. И, главное, за чей счет банкет.
Если работает принцип добровольности, если дистанционку выбирают семьи, готовые взять на себя ответственность, тратить на это время и деньги, если с ними работают подготовленные педагоги — вообще никаких проблем (ну, почти). Если на удаленку резко бросают всех без исключения — конечно, это ад.
Но проблема не только в невозможности системы образования быстренько перестроиться. Проблема в неготовности общества.
Легко было смеяться над «убогими и отсталыми училками» обычных районных школ, пока не припекло. И смеялись ведь не только прогрессивные педагоги дорогих частных школ, и не только студенты-гики, подрабатывающие репетиторством по скайпу. Хохотали отчего-то и разнорабочие строек, и парикмахеры, и таксисты, и продавщицы. Особенно весело почему-то многим было на каникулах, отчего-то народу казалось, что никакой дистанционки не будет, что школы «не вывезут». И что же?
Теперь плачут горючими слезами все те продавщицы и парикмахеры, для которых установка зума и регистрация на обучающих платформах вдруг оказались высшей математикой. Которые с боем делят в семье из четырех человек два работающих смартфона. Которые не могут разбудить своих балбесов раньше двенадцати и не понимают написанного в учебниках.
Еще вчера обзывали учителей паразитами, кричали, что дети и без них все что надо нагуглят. Хвастались, что без учителей, без школы еще и быстрее да лучше дети всему научатся. Так откуда теперь за истерика?
А ведь все было предсказуемо. Мы бедная страна и массовая дистанционка нам просто не по карману. Это ведь только кажется, что учиться удаленно — это что-то вроде экономии, что достаточно пижамы и смартфона. Но нет. К такому формату нужно быть подготовленным. Смартфона все же недостаточно, лучше хотя бы планшет, а еще лучше ноутбук. И лучше собственный, а не мамин-папин и сестры-брата. И нужен хороший домашний интернет, а не мобильный по самому дешевому тарифу.
И желательно — сейчас вызову гнев многих родителей за требование роскоши — желательно все же ребенку иметь свою комнату, в которой можно спокойно учиться. Не под бубнеж бабушкиного «Пусть говорят» по телеку, не под ругань родителей, не под крики братьев и сестер.
Еще, конечно, учащиеся должны быть, как говорится, уверенными пользователями, а не только геймерами. От детей при учебе на удаленке требуются развитые навыки самостоятельного поиска и обработки информации, мотивация, самоорганизация. И хорошо, если дети выходят на дистанционку без существенных пробелов в знаниях.
Но все это достигается сильной поддержкой родителей, серьезной тратой их времени, сил и денег. А когда родители пашут как проклятые за какие-нибудь тридцать тысяч рэ до восьми вечера, а потом дома падают на диван, на том же диване ужиная готовыми салатами из супермаркета, когда «да отстань ты со своими дурацкими презентациями, назадают вам вечно всякую фигню» — тогда дистанционка не может не быть ужасом и карой небесной.
У нас за день до официального старта дистанционного обучения выяснилось, что только в Петербурге почти 17 000 школьников не имеют компьютерной техники и выхода в интернет. В Петербурге! А что в менее развитых регионах?
В Казани таких детей насчитали более 7000, в Алтайском крае — 30 000. В Туве (население республики в 15 раз меньше Петербурга) техники для дистанционного обучения нет у 5800 школьников. Тува, к слову, один из самых бедных регионов России, за чертой бедности там живет больше 40% населения. С образованием там тоже все плохо. Больше половины школьников там после девятого класса вообще заканчивают учиться, даже в ПТУ не идут. А смысл?
Помимо ужасающей детской бедности дистанционка высветила, конечно, и другие проблемы. Это и неподготовленность образовательных платформ — почти все они дружно легли в первые дни удаленной учебы. Это и бюрократия в образовании — чиновники, понятно, сразу озадачились вопросом, как бы так позаковыристее с учителей спросить за онлайн-уроки, какие бы такие придумать новые формы отчетности. Это и бессмысленная и беспощадная война родителей с учителями (нет бы вместе выступили против идиотских инициатив министерства, против бесконечных реформ).
Это и риски для здоровья наших детей:натурально голова раскалывается от такого количества времени проведенного с гаджетами, да и нервы шалят.
Обо всех этих проблемах надо говорить. И говорить громко. А то не ровен час начнут чиновники рапортовать, что после первых «неровных» дней, мы все справились и справились на отлично. Не дай Бог запудрят обществу мозги так, что оно само начнет агитировать за дистанционку как за нечто прогрессивное и суперэффективное.
Так уже случилось с семейным образованием. Некоторые купились на рассказы о том, какое оно замечательное само по себе, как оно не требует ни усилий, ни времени, ни денег. Купились и обожглись. А между тем на семейное уже уходят не способные ни к какой самостоятельности двоечники и хулиганы — их забирают родители, которые не могут и не хотят решать реальные проблемы с поведением и успеваемостью. Забирают и по сути лишают детей права на образование.
А государству такое положение дел выгодно: не надо создавать специальные службы по работе с трудными детьми, можно и дальше ликвидировать коррекционные школы, сокращать психологов в школах обычных.
Если вдруг сейчас выяснится, что дистанционное образование — это здорово, удобно и легко, то, боюсь, и оно может стать своеобразным резервуаром для всех неудобных детей: со слабым здоровьем, отстающих, плохо воспитанных. А учителям добавится нагрузки — дадут на каждого по паре дистанционщиков и предложат курировать. За копеечную прибавку. Государство не будет в это вкладываться по-настоящему. И будет профанация.
Во многих регионах, в малых городах, на селе это уже и сейчас профанация. Многие дети не справляются одни и забивают на учебу, даже на подготовку к экзаменам. Учителя на это повлиять не могут, родители не вытягивают.
Не поэтому ли для девятиклассников отменили экзамены? Кто-то очень не хочет получить на выходе огромный процент двоек по ОГЭ, потому что тогда провал дистанционки станет совсем уж очевиден?
По сути, мы все сейчас участники огромного эксперимента. И его результаты определяет наше будущее, будущее наших детей.
Нет, если дистанционка будет развиваться как дополнительное образование к основному, если ориентировано оно будет на мотивированных активных ребят, если делать это серьезно, а не за три копейки, если реализацию бросят не на обычные районные школы, а этим займутся отдельные специалисты, я только «за». Я бы и как педагог хотела бы себя проявить в таких условиях, и как мама была бы рада полезной онлайн-активности своих детей. Но в таком формате дистанционное образование может существовать для немногих желающих.
Массовое дистанционное образование возможно только как временный выход в кризисной ситуации.
И последствия от него такие же, как от любого кризиса: большинство выходят с потерями, только единицы выигрывают. Выигрывают умные, талантливые, любознательные дети. Дети, чье образование и раньше не сводилось к одной только школе. Дети всесторонне развитые. Дети, в которых много вкладывают родители. Но и эти счастливчики выигрывают лишь в краткосрочной перспективе. Ну оторвутся они сейчас от менее удачливых сверстников, ну легче им будет поступить в вузы из-за отсутствия конкуренции, а дальше-то что? Каково будет им — таким умным, таким хорошим — жить среди необразованной серой массы?