Ударить ракетами по коррупции!

Олег Матвейчев
философ, политический консультант
Дмитрий Серебряков/ТАСС

Избирательная кампания подходит к завершению, и буквально через несколько дней мы уже узнаем ее результаты. И очевидно, одной из ключевых тем, которая будет доминирующей в головах избирателей России, когда они придут на избирательные участки, — борьба с коррупцией.

И нет ни одного кандидата, который бы не уделял этой теме значительное и особое внимание в своей выборной кампании. Естественно, об этом говорила Ксения Собчак, как и говорят об этом все представители либерального лагеря. О приоритетности решения данной проблемы заявлял и Владимир Жириновский, который даже озвучивал, что одним из первых на посту президента он принял бы указ о борьбе с коррупцией. Об этом говорил Борис Титов, обозначая проблемы предпринимателей, Владимир Путин – как о проблеме всей страны. Не просто проблеме – беде.

Разумеется, об этом заявляет и весь левый сектор: Павел Грудинин, Сергей Бабурин, Максим Сурайкин. Все они говорят о борьбе с коррупцией так, словно читают мантру об исцелении, кто-то понимая, а кто-то — просто чувствуя на уровне интуиции, что сегодня этот вопрос приобрел особенно острое звучание и что от степени его разрешённости, от воли конкретного руководителя решить его зависит так много, что значение подобной борьбы сложно переоценить.

Это как если бы речь шла о сохранении самой власти и самого государства.

В принципе, сегодня вопрос стоит именно в такой трактовке, поскольку главным врагом России является не внешняя угроза, а именно угроза внутренних конфликтов, протестного настроения, митингов, майданов и революций. И существование коррупции накладывает на эти настроения крайне значительный отпечаток.

В послании президента Федеральному cобранию также звучала тема борьбы с коррупцией, а именно — об усилении этой борьбы. Если говорить о последних крупных антикоррупционных действиях власти, то это, безусловно, аресты чиновников в правительстве Дагестана, которые, конечно же, имели очень большой резонанс. Причиной тому стало то, что под стражу были взяты люди, считавшиеся там неприкасаемыми, такими местными шахами, ханами. Прячась за своей национальной спецификой, они считали, что к ним в республику никто не полезет, и поэтому можно легко распоряжаться деньгами по своему усмотрению, легко перевозить их, обналичивать…

Конечно, до этого случая у нас уже были факты арестов крупных чиновников – речь идет о губернаторах и мэрах городов, не говоря уже о вице-губернаторах и членах региональных правительств. И даже – о федеральных министрах. Но случай с Дагестаном – все-таки выбивается из общего ряда, поскольку это национальная республика. Зачастую фигуранты таких дел склонны представлять любую атаку на них, как атаку их этнос, на их народ, как проявление имперских амбиций России и тому подобное. Таким образом, это и мешало, и вредило борьбе с этими кланами. Теперь выяснилось, что неприкасаемых у нас нет.

Многие склонны скептически относится к тому, что сама власть способна к очищению и борьбе с коррупцией. Многие сомневаются, что такая борьба будет продолжена после выборов. Но давайте обратимся к фактам.

По данным журнала «Эксперт», под следствием еще недавно находились 17 вице-губернаторов, 48 руководителей департаментов и управлений, 22 мэра и 77 замов мэров. В оперативной разработке ФСБ находилось более 250 человек в Москве, среди которых главы ведомств федеральной власти, а также примерно 400 человек в регионах.

Борьба с коррупцией ведется и в среде самих силовых органов. Наибольшее число осужденных за коррупцию (629 человек) оказалось среди сотрудников органов внутренних дел. В Федеральной службе судебных приставов за решетку сели 134 человека, в Госнаркоконтроле — 45 человек, в таможенной службе — 38 человек, в Следственном комитете России (СКР) — 18 человек.

С осени 2012 года отмечается серия громких уголовных дел о хищениях в государственных и окологосударственных структурах. Это дело «Оборонсервиса», «Саммита АТЭС-2012, дело о хищениях в агропромышленной лизинговой компании «Росагролизинг», дело «РусГидро», Росреестра и, наконец, экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции, можно назвать принятие закона, предусматривающего создание особого, открытого общественности реестра со сведениями обо всех пойманных на взятках чиновниках, который вступил в силу с 1 января 2018 года.

Немалую долю коррупционной составляющей выявил Общероссийский народный фронт. Проект ОНФ «За честные закупки» сэкономил государству свыше 241 млрд руб.

Последние пять лет в России начала повсеместно проводится практика увольнения госслужащих «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации». В 99% это означает существующие подозрения в коррупции в адрес того или иного чиновника.

С 2012 года до лета 2017 около 2800 чиновников были уволены в связи с утратой доверия. С января по сентябрь 2017 г. в связи с утратой доверия уволено с занимаемых должностей 527 лиц, что значительно больше годовых показателей за 2016 год (478 факт) и 2015 год (461 факт).

Приведенные факты и статистика свидетельствуют о том, что в деле противодействия коррупции за последние годы в России достигнуты реальные результаты, и достигнут определенный успех. И количество коррупционных преступлений начало снижаться: в 2017 году — на 10%, по сравнению с 2016 и 2015 годами. (29,6 тыс. преступления против 33 тыс. и 32,5 тыс., соответственно). На 17%, по сравнению с 2016 годом сократилось количество преступлений, связанных со взяточничеством, в том числе на 40% — получение взятки, на 50% — дача взятки.

Подводя черту, можно констатировать, что логика тех, кто считает, что власть не может не воровать, а потому ее смена приведет к новому витку коррупции, как и логика тех, кто считает, что борьбой с коррупцией никто всерьез не будет заниматься, порочна. Никакая действующая власть не заинтересована в том, чтобы не бороться с коррупцией, потому что это подрывает саму основу этой действующей власти. Это делает ее слабее и уязвимее – прежде всего, от внутренних ударов.

А тема внутренних ударов в настоящее время приобретает всё большую остроту и актуальность. Послание президента продемонстрировало, что России при Путине, при любом другом действующем президенте, если таковой будет избран, есть чем себя защитить. Угроза внешней войны отразима. Понятно, что будут проблемы на Украине, в Сирии, еще где-то по периметру, но саму территорию России мы способны защитить. Не в состоянии мы защитить себя изнутри: от тем с протестами, с майданами, с митингами, с недоверием к власти, которые всегда могут выплеснуться в совершенно непредсказуемые вещи, и сами по себе тормозят экономический рост.

Именно поэтому, чтобы быть готовыми к внутренним ударам, власть обязана изобрести и запустить такие же «смертоносные ракеты» в сторону коррупционеров и мафиозных кланов, окончательно сняв тему общественного недовольства. Проблема лояльности к власти и общественного недовольства остро связана с проблемой справедливости: если в стране тяжело, то тяжело должно быть всем, а не так – что большинству тяжело, а кому-то хорошо. И это основная претензия, которая существует к действующей власти сегодня.

И эту претензию общества на будущем сроке должен решить тот кандидат, который станет президентом, кто бы он ни был. Но проблему несправедливости, уязвимости власти, большой социальной дифференциации по доходам в любом случае надо решать. И это, скорее всего, основной наказ, запрос, который адресует избиратель будущему президенту.